Выставка Айдына Зейналова «Swim & Dream»

  • Выставка Айдына Зейналова «Swim & Dream»

 

2 февраля 2017 в Галерее актуального искусства RuArts откроется выставка Айдына Зейналова «Swim & Dream».

 

Для посетителей выставка будет открыта с 02.02.2017 — 25.02.2017 года.

 

Выставка бронзовых скульптур Айдына Зейналова представит сложность авторского замысла и продемонстрирует, что Зейналов – скульптор нового поколения, совмещающий в своих произведениях академическое мастерство и композиционные изыскания, в основе которых лежит не случайное сочетание разнородных элементов, но разработка собственного пластического языка в постмодернистском ключе.

 

Вопросы методов производства скульптуры, ее места в системе искусства и восприятия ставятся на протяжении всего ХХ века, наиболее остро с 1960-х годов. Этот вид искусства претерпел значительные трансформации: от упразднения традиционных способов создания формы до минимализма; от постминимализма и антискульптурных практик до коммерческих объектов, и художники продолжают искать новые способы выразить свою мысль в материале. Поэтому любая демонстрация и обсуждение современной скульптуры потенциально конфликтна, но важно понимать, что, когда речь идет о трансформации формы, именно скульптура может послужить наглядным примером изменения тем, методов и места произведения искусства в визуальной среде.

 

Привычное понимание скульптуры как трудоемкого, затратного производства, работающего более с пластическими формами, нежели со спектакулярными, к настоящему моменту почти полностью демонтировано, и вполне возможно, сегодняшний интерес к этим формам даст возможность создавать новые пластические языки или вносить новое в устоявшиеся визуальные системы. Айдын Зейналов разрабатывает свой язык, обращаясь в первую очередь к пластике человеческого тела, в особенности женского. Автор уделяет большое внимание тщательности исполнения положений тела, движений мускулов, мимики лиц. Его женские образы не тяготеют к каноническим, «модельным» образцам красоты, это сугубо интимное и конкретное представление натуры с индивидуальными формами и специфическими чертами. В серии «На берегу» можно найти обращение Зейналова к садово-парковой скульптуре 1950-х, знаменитой работе Ивана Шадра «Девушка с веслом», но символ ностальгии по классической красоте представлен в активном, нарочитом позировании. Важно отметить, что и в этой, и в других работах серии мы не найдем интереса автора к закаленному атлетическому телу, наоборот: советский и спортивный мифы гротескно преображаются у Айдына Зейналова в постмодернистской игре, его пловчихи ленивы и статичны. Впечатляет и авторский способ работы с материалом: постаменты выполнены минималистично, вода и суша разделены цветом и линией, подчеркивая томную неподвижность девушки.

 

Другая работа, большего формата, из этой же серии, выполненная в экспрессивном ключе, показывает взаимодействие человека и водной стихии. Здесь уже нет ощущения стекающих капель, нет реалистично выполненного мокрого купальника, поверхность не идеально гладкая, как в предыдущих работах, и возникает ощущение, что вода стала морским полипом или кораллом, которым начало обрастать женское тело. Контраст фактур и рельефная пластика выявляют мастерство скульптора: «обрастающая» водой пловчиха, сочетание патины и полированной поверхности, контраст искаженного «деревянного» стула, набухающего от влаги, и детально проработанной женской руки подчеркивают разнообразие пластических приемов в создании эмоционального образа.

 

Скульптура «Вдох» фиксирует фазу дыхания пловца, сложно уловимый момент, но Зейналов исследует именно эту сложность. Вода здесь также представлена не текучей субстанцией, а бурной вспененной массой. Застывший момент вдоха в сочетании с экспрессивным движением беспокойной воды создают полную иллюзию «замершего мгновения», а соитие форм – рождение человека из массы воды, будто купание бронзы в бронзе – демонстрируют и наивысшую степень постмодернистского излишества, и классическую экспрессию образа. Апогея экспрессии и формальной радикальности Айдын Зейналов достигает в работе «Трубка», где тело словно растворяется в «бронзовой воде», или это уже обрубок торса после столкновения с акулой, всюду стекающая патина, брызги…

 

Серия «На берегу» завершается набором артефактов, некой гиперреальностью, которая присутствует только в мире художника: на одной плоскости присутствуют фигурки льва, ослика, а также реалистично отлитые ласты и купальник. Ничем не связанные предметы вторгаются в водный мир, меняют оптику зрителя, открывая другие миры и способы восприятия. «Лев» становится главным персонажем, олицетворяя игровой плюрализм, иронию по отношению к классическим образам. Фантазийная пластика льва, сборные, конструктивные формы и главное – «золотой» блеск шлифованной бронзы являют китч в духе Джеффа Кунса. Это конфликт между реальностью и миром мечты. Работа представляется набором объектов, помещенных рядом по чистой случайности. В этом и есть специфика композиционного решения Зейналова: побуждение к восприятию скульптурной группы, в которой совмещены разные по пластике и характеру объемы, как единого целого. Логика этого решения кажется спорной, и возможно, именно здесь начинается разговор о том, что в спектакулярном мире, где все подчиняется желанию обладать объектом, это желание вызывает золотой лев, но не пловчиха с ластами, просто в силу того, что она стала неким мета-знаком, в котором слиты воедино коды классического, модернистского, советского и постмодернистского искусства.

 

Скульптура такого формата может превратиться в объект дизайна, в этом есть и фарс, и игра. Может быть, именно такую скульптуру следует рассматривать как один из способов самосохранения искусства от тотальной маргинализации.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Галерея актуального искусства RuArts
г. Москва, 1-й Зачатьевский переулок, д. 10
Дата проведения:
02 февраля 2017 — 25 февраля 2017
Время:
12:00-20:00
ежедневно кроме: пн, вс
Телефон:
+7 (495) 637 — 44 — 75
E-mail:
pr@ruarts.ru
Сайт:
http://www.ruarts.ru/
Источник

Добавить комментарий