Выставка «Аркадий Пластов. Читая Л.Н. Толстого…»

  • Выставка «Аркадий Пластов. Читая Л.Н. Толстого...»
  • Выставка «Аркадий Пластов. Читая Л.Н. Толстого...»
  • Выставка «Аркадий Пластов. Читая Л.Н. Толстого...»

 

Приглашаем Вас в Толстовский центр на Пятницкой-12, 12.11.2015 на выставку «Аркадий Пластов. Читая Л.Н. Толстого…»

 

Для посетителей выставка будет открыта с 12.11.2015 – 20.01.2016 года.

 

Аркадий Пластов (1893 — 1972) читал Толстого всю жизнь, считал его несравненным художником и великим учителем. Толстовским подходом к изображению народа проникнуты многие его работы. На выставке впервые в полном объеме будут представлены живопись и графика выдающегося художника XX в. Аркадия Пластова из фондов Государственного музея Толстого, из личного собрания семьи художника, Государственной Третьяковской галереи. Слово Толстого входит в сознание Аркадия Пластова в детстве: «Лимонно — желтая азбука Л. Толстого как будто только час назад раскрыла передо мной чудо звучащих и говорящих закорючек. Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка», Жилин и Костылин Толстого, его мелкие рассказы, кольцовское «Что ты спишь, мужичок» — эти вещи были первые из литературных иллюстраций, что я пытался изобразить беспомощным карандашом». В библиотеке его отца Александра Григорьевича, псаломщика сельской церкви и «большого любителя чтения», были «Русские книги для чтения» Толстого, которые издавались при жизни писателя огромными по тем временам тиражами. Так деревенский мальчик прочел то, что как раз и адресовал ему великий писатель. Будущий художник, обучавшийся в симбирской духовной семинарии, был поистине воспитан словесностью.

 

Вслед за Л. Н. Толстым, его великой эпопеей, Пластов показал Великую Отечественную войну 1812 года как народную трагедию, народную войну и народную победу. Художник обращается к текстам Толстого как иллюстратор в начале 50 — х годов, когда его творческая зрелость достигает расцвета, когда уже написаны «Праздник урожая» и «Купание коней», восхитившее М. В. Нестерова «Стадо», апофеоз безжалостности войны «Фашист пролетел» и метафоры Победы и величия народного духа — «Жатва» и «Сенокос». В это же время образ самого Л. Н. Толстого впервые возникает в творчестве мастера. В 1953 — 1954 годах художник делает большую гуашь «Встреча Л. Н. Толстого со слепцами». Пластов обращается к образу писателя в картине «Л. Н. Толстой в яснополянской школе» (1959), где молодой Толстой окружен прислонишенскими ребятишками. Сходство с Толстым очевидно в герое иллюстрации к рассказу «Охота пуще неволи». 

 

В повести «Казаки» художника привлекала прежде всего стихия народной жизни, самобытность национального характера. К повести сделаны три иллюстрации — «Дядя Ерошка», «Оленин и Марьяна», «Марьяна». Иллюстрация «Дядя Ерошка» построена по законам живописного портрета. «Марьяна», черноволосая девушка в розовой рубахе, дана во весь рост. «Марьяна, — пишет Толстой, — напротив, отнюдь не хорошенькая, но красавица. Черты ее лица могли показаться слишком мужественными, почти грубыми, ежели бы не этот большой стройный рост и могучая грудь и плечи, и главное, — ежели бы не это строгое и вместе с тем нежное выражение длинных черных глаз, окруженных темною тенью под черными бровями, и ласковое выражение рта и улыбки…». Встреча Оленина с Марьяной в залитом солнцем винограднике, одно из поэтичнейших мест повести — сюжет третьей пластовской иллюстрации.

 

Обращаясь к такому неиссякаемому источнику пластических сюжетов, как роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», Пластов удивительно избирателен: к огромному роману он делает лишь два варианта эпизода «Левин на покосе». Именно в этой сцене художник почувствовал особое родство с любимым толстовским героем. «Сенокосную работу, — писал Пластов, — я люблю до самозабвения». Рассказ Толстого «Холстомер» не мог оставить Пластова,  крестьянина и художника, равнодушным. Он сделал к повести более 12 листов, иллюстрируя все поэтически важные моменты. Как и Толстой, он любил и знал лошадей. Для крестьянина лошадь испокон веков была частью бытия, кормилицей, труженицей, олицетворением богатства и счастья. Работа над листами иллюстраций к повести «Холстомер» началась в январe 1953 года и продолжалась (видимо, с перерывами) больше года. 11 февраля 1954 года серия почти завершена. «Я сегодня начал доканчивать последний лист к Холстомеру, будет всего 12 листов, оформление — паспарту — уладил и теперь буду их показывать в очень опрятном и выгодном виде». «Холстомер» — это гимн жизни. В иллюстрациях «гадкая и величественная» старость лошади — прекрасна. Ведь по законам того живописного языка, на котором говорит Пластов, она гармонично вписана в окружающий мир. Читая Толстого, Аркадий Пластов запечатлел в своем творчестве последний портрет русского крестьянства, исторический архетип класса, уничтоженного в двадцатом веке, сохранил в искусстве исчезающие образы русской жизни. 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Толстовский центр на Пятницкой-12г. Москва, ул. Пятницкая, 12
Дата проведения: Сейчас
Время: 10:00-18:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 951 — 64 — 40
E-mail:
info@tolstoymuseum.ru
Сайт:
http://tolstoymuseum.ru/
Источник

Добавить комментарий