Выставка графических произведений украинских художников 1960-х-1970-х гг. презентовали в Музее Осмьоркіна

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

День Независимости – каждый из украинцев вкладывает в эти слова кроме исторического, официального значения, еще и личные переживания и ощущения.

В художественно-мемориальном музее Александра Осмьоркіна в городе Кропивницкому ко Дню Независимости Украины в рамках мероприятий по празднованию 100-летия событий Украинской революции 1917-1921 гг. и 205-й годовщине со дня рождения Тараса Шевченко открылась уникальная выставка графических произведений украинских художников 1960-х-1970-х гг. из музейной коллекции «Современное украинское изобразительное искусство» под символическим названием «На взлете украинской духовности».

Тринадцать графических листов выдающихся украинских мастеров Василия Авраменко, Александра Данченко, Михаила Дерегуса, Юрия Логвина, Самуила Каплана, Владимира Куткіна, Анатолия Навроцкого, Геннадия Полевого, Николая Попова, поступившие в фонды музея с уникальной частной коллекции кировоградского врача Анатолия Чумаченко (1923-2013), представляют страницы жизни и творчества Тараса Шевченко в иллюстрациях его произведений и пейзажных мотивах мест, которые вдохновляли гения украинского народа на бессмертные творения, которые и сейчас не теряют своей актуальности.

Оригинальные графические художественные образы стали классикой Шевченкианы, ведь большинство из представленных художников работали над юбилейным изданием «Кобзаря» в 1964 году к 150-летию со дня рождения поэта.

Это время был назван «эпохой шестидесятников», что неся в себе надежды на обновление и горечь разочарований, стал одной из значительных вех украинского изобразительного искусства, изложив магистральные пути его современного развития. «Художники указанного периода сформировали новую графическую язык. Ее характерными признаками стали энергичный, лаконичный штрих, подчеркнуто декоративное понимание цвета, особое отношение к пространству листа. …это период расцвета книжной графики. Молодые украинские художники создавали не просто серии иллюстраций, а настоящие книжные ансамбли. Интерес к книге был тесно связан с влечением к синтезу искусств, стремлением почувствовать общий «большой стиль» эпохи», — убедительно говорит искусствовед Оксана Ламонова в своей работе «Киевская книжная графика конца 50-х — начале 70-х годов ХХ века. Тенденции развития, стилистика, мастера».

Художники, которые вошли в историю как поколение «шестидесятников», мечтали о свою Украину, которую часто воплощали в произведениях, исполненных внутреннего пафоса и героического настроения. Так, громким гимном духовного возрождения звучит цветная линогравюра Геннадия Полевого(1927-2017) «Гроза надвигается» 1960-го года. Это произведение не случайно попал на афишу выставки, ведь сюжет, название, краски в нем, все наполнено Украиной. Желтое бескрайнее поле и голубая синь неба выступают здесь как естественный символ земли, на которой мы живем, что сейчас нашел свое отражение в цветах Государственного Флага, а название звучит как предсказание будущего. Потомок знаменитого создателя Киево-Могилянской академии, митрополита Петра Могилы, фамилии, которое отец художника, видя угрозу репрессий в 1930-х гг., сменил на Полевой, ярко чувствовал волны течения истории. Маленькая папина хитрость не уберегла Геннадия Полевого и его брата близнеца Валерия, который стал известным композитором, от «недремлющего ока стражей революции». В 1950 году братья были осуждены по обвинению в создании молодежной антисоветской организации «Народно-Освободительная Партия (НПП). Четыре года будущий выдающийся украинский график отбывал наказание в «Усольлаг», г. Соликамск, РСФСР, в 1954 году был реабилитирован за отсутствием состава преступления, впоследствии написал многочисленные статьи-воспоминания о художников-шестидесятников и оставил серию рисунков — свидетельств жизни в рукотворном аду Гулага.
 
В том же 1950 году был арестован и приговорен к 8 годам заключения за украинский национализм ветеран Второй мировой войны, будущий народный художник Украины Владимир Куткін (1926-2003). Как он отмечал в интервью газете «Сегодня» в феврале 1999 года: «По моему делу проходило 17 человек. Посадили всех. Одна девочка так и не вернулась домой. Как потом говорили, это был последний «сталинский набор», студентов забирали прямо с лекций». Через пять лет досрочно освобожден, реабилитирован за отсутствием состава преступления, в 1959 году на отлично окончил факультет графики Киевского художественного института. Его lenore «Днепр» завораживает силой впечатления от могущества стихии, так точно переданной словами Кобзаря:

«Ревет и стонет Днепр широкий,
Сердитый ветер завива,
Наземь ивы гнет высокие,
Горами волну подымает».

Точность слова, поддержана ясностью графического образа, создает мощное влияние творческого синтеза, который мы называем искусством, и звучит песня, которая и ныне в народе воспринимается как второй гимн Украины.

Произведение «Муштра» другой ныне известного художника США Самуила Каплана возвращает нас к истории жизни Тараса Шевченко. Рассказывая о тяжелые страницы ссылки и солдатчины в судьбе поэта, линогравюра 1964 года в то же время выступает как сатирическая метафора и констатация факта существующей современности самого автора. Именно атмосфера творческой ограниченности в СССР заставила художника покинуть Украину перед самым падением советского государства и поселиться в Нью-Йорке. Сам художник вспоминал этот момент так: «Я поехал с женой, никто не знал из моих коллег, потому, что это преследовалось законом и влияло на их творческую деятельность».

Как бы продолжением графического листа Самуила Каплана офорт народного художника СССР, народного художника Украины Михаила Дерегуса 1963 года за темой стихотворения «Москалева криниця», в котором понимание природы человечности, понятий добра и зла оказывается не только социальной историей, конфликтом богатый-бедный, а и чем-то другим, заложенным в самой основе человека, и зримо звучат слова Шевченко:

«Уже повымирали
Те люди, мои свидетели,
Праведнії люди!
А я и до сих пор караюся
И пресечены буду
И на том свете».

Яркой чертой украинского изобразительного искусства времени 1960-х стал поэтический романтизм, который обусловил обращение к фольклорным источникам и лирических мотивов природы. Так, в произведениях народного художника Украины Николая Попова «Аисты» и «Украинская ночь» можем почувствовать тот особый настрой, что выходит за пределы привычной лиричности и бурлит душа пластикой формы и загадочностью скрытой философской мысли, перекликаясь с литературными и песенными образами украинской национальной культуры, как и иллюстрация Василия Авраменко к героической поэмы «Гайдамаки», в которой художник выбирает тему любви, любви и разлуки как одну из кульминационных фабул произведения. А вот другая картина — стоят казаки у дороги, опустив головы вместе со своим атаманом доблестным полковником Гордиенко, а за ними нескончаемым поездом движутся обозы с телегами, наполненные казацким товаром. Куда? На новые земли Кубани. Изгнанники-запорожцы. Не помогла служба на империю верой и правдой, вытолкнула царица Екатерина II с Украины защитников своей земли. Такой сюжет выбрал для иллюстрации Шевченковской поэмы «Слепой» художник и писатель Юрий Логвин (1939-2019).

Кстати, он имеет непосредственное отношение к нашего степного края, ведь родился в семье известного искусствоведа и архитектора Григория Логвина, уроженца села Косівки Александрийского района Кировоградской области. Он является автором 20 книг, где использовано его широкие познания в украинской и мировой истории, этнографии и фольклоре, рассчитанных, в первую очередь, на широкую детскую и юношескую аудиторию, автором одних из первых серий общеупотребительных украинских марок – «Этнографические сюжеты «Древняя Украина» (находилась в обращении с декабря 1993 по январь 2001 гг.), «Гетманы Украины» и «История войска в Украине» (выходит с 2002г.). Много лет был автором, ведущим и исполнителем художественных и культурно-просветительских программ на Украинском радио. Таких как он в 1960-е называли «людьми эпохи Возрождения». Они видели Украину как страну культуры высокого пошиба и тяготели до того.

Это тяготение к созданию особой культурной общественной среды, которое и превращает сообщество в нацию, было характерной чертой их поколения. Отсюда и самостоятельные культурные центры такие как: клуб творческой молодежи «Современник» в Киеве и клуб «Подснежник» в Львове, которые стали настоящими очагами альтернативной национальной культуры в соцреалистической среде. Разгромлены так же, как в свое время Шевченково Кирилл-Мефодієвське братство, они родили новую особенность времени, так называемые «квартирники», одним из которых стала мастерская художественного редактора издательства «Радуга», графика Анатолия Навроцкого. На выставке представлены его полны поэтических настроений литографии и офорты, созданные в городке Седнев, старинной имения Лизогубов, где неоднократно останавливался и работал Тарас Шевченко. Для художника встреча со зримыми, молчаливыми свидетелями деятельности Кобзаря была важным моментом жизни, поэтому и написал он на рисунке «Липа. Седнев. Вариант И» слова: «И вот еще жива и снова весной расцветет старая-престарая прабабка Липа, под которой еще Т.Шевченко писал свои произведения, находясь в имении Лизогубов в Седневе Черниговской губернии», фиксируя не только историческое событие, но и собственное настроение захвата возможностью прикоснуться к живой истории. В 1967-м он создал портрет Шевченко за фото из ателье И.Досса 1858 года. На нем Шевченко без головного убора, в белой рубашке и темном пиджаке. После смерти И.Досса с его негатива сделано несколько отпечатков в фотоателье Д.Здобнова. Художники А.Бобров, С.Красицкий, В.Касьян пользовались этим снимком при создании портретов поэта. По этой же фотографией И.Репин в 1888 году написал портрет для светлицы в доме, построенном на Чернечей горе для сторожа могилы Шевченко. А я помню этот образ Т.Шевченко именно как литографию работы А.Навроцкого из школы, из класса литературы, где он висел рядом с другими, разработанными им же портретами выдающихся украинских литераторов.

Знаток классической музыки, беззаветно влюбленный в родной город Киев Анатолий Навроцкий собирал в своей мастерской на улице Л.Толстого художников и журналистов, поэтов и артистов, всех, кому присуще чувство прекрасного и любовь к искусству. Частым гостем в мастерской был и его родственник, ветеран Второй мировой войны, студент Киевского медицинского института имени академика А.А.Богомольца, а с годами отличник здравоохранения СССР, почти 30 лет работал врачом в Кировоградской областной санитарно-эпидемиологической станции, заядлый театрал, поклонник литературы, музыки и живописи Анатолий Чумаченко. Его осведомленность в искусстве, уважительное отношение к творческих поисков молодых художников, заинтересованность историей украинского изобразительного искусства да и просто теплые отношения со многими художниками побудили художников с удовольствием дарить Анатолию Никитовичу свои графические работы, которые он бережно хранил, создавая уникальную коллекцию. Впервые она экспонировалась в художественно — мемориальном музее Александра Осмьоркіна на выставке «Из мастерской художника» в августе 2005 года, по завершении которой 33 работы 11-и ведущих мастеров украинского графического искусства — Василия Авраменко, Анатолия Базилевича, Александра Данченко, Михаила Дерегуса, Самуила Каплана, Владимира Куткіна, Юрия Логвина, Анатолия Навроцкого, Геннадия Полевого, Николая Попова и Ивана Принцевського, выполненных в классических графических техниках — офорт, гравюра, гравюра на дереве, литография, акватинта, а также линогравюра были переданы семьей Чумаченко в дар до музейного собрания.

И сейчас, всматриваясь в образы, представленные на выставке «На взлете украинской духовности» ко Дню Независимости нашего государства, вспоминая и переосмысливая события прошлого, думаешь, что независимость как факт истории не может состояться без независимости личности. Что Тарас Шевченко, до того как стать народным гением, стал человеком, который не боялся высказывать свои мысли и чувства, воплощая их в произведения искусства. Что произнося обобщенное « Движение шестидесятников», или «Герои Майдана», должны помнить, это не монументы или дети Богов, а люди, которые не боялись жертвовать, двигаться, ошибаться, учиться, а значит творить.

заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

 

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

 

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

2005

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Полевой Г.П.

1960
Бумага, цветная линогравюра
31,5х51

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Куткін В.С.

1963
Бумага, линогравюра
32,5х23,7

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Каплан С.С.

1964
Бумага, цветная линогравюра
24х42,8

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Дерегус М.Г.

1963
Бумага, офорт
23,5х17

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Попов М.Т.

1963
Бумага, литография
33х32,2

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Попов М.Т.

1963
Бумага, офорт
36,2х23

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Авраменко В.К.

1963
Бумага, линогравюра
33х23,8

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Логвин Ю.Г.

1964
Бумага, линогравюра
7,7х20,5

Виставку графічних творів українських художників 1960-х-1970-х рр. презентували в Музеї Осмьоркіна

Навроцкий А.В.

1970-е
Бумага, авторская техника печати
28,5х40,5

Навроцкий А.В.

1967
Бумага, литография
56,5х42,3

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru