Выставка «Интерьер в русской графике XIX — начала XX века»

  • Выставка «Интерьер в русской графике XIX - начала XX века»

 

31 августа 2016 года в Государственном Историческом Музее откроется выставка «Интерьер в русской графике XIX — начала XX века»

 

Для посетителей выставка будет открыта с 31.08.2016 – 28.11.2016 года.

 

Около 60 работ — интерьеры императорских и великокняжеских дворцов, городских и сельских усадеб, санкт-петербургских и московских особняков, а также Успенского собора Московского Кремля, Исаакиевского собора и церкви Святой Великомученицы Екатерины при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге — выполнены признанными мастерами интерьерного жанра и менее известными художниками XIX — начала XX века. Тема интерьера появилась в русском искусстве на рубеже XVIII — XIX веков, но наиболее широкое распространение получила во второй четверти XIX столетия главным образом в живописи. Виды гостиных, кабинетов, мастерских художников, учебных и детских комнат стали важными иконографическими свидетельствами эпохи, позволяющими не только воссоздать бытовую среду, но и проследить влияние архитектурных стилей на внутреннее убранство домов. 

 

К середине столетия, в эпоху историзма, тема интерьера приобрела особую популярность. Художники-графики Э.П. Гау, Л. О. Премацци, А. А. Редковский, В. С. Садовников, К. А. Ухтомский, И. И. Шарлемань запечатлели в своих произведениях многочисленные комнаты императорских резиденций и дворянских усадеб. В третьей четверти XIX века сформировался интерьерный жанр в светописи. Однако, в отличие от акварели, фотография была лишена возможности передавать цвет богато декорированных помещений. Именно эта особенность обусловила популярность акварельных видов в позднюю, «фотографическую», эпоху. Рисунки, созданные в начале XX века, отличаются сугубо авторской манерой. В эпоху «ретроспективных мечтателей» на смену «документальным» видам приходят интерьеры, которые автор передал не целиком, а отдельными живописными кадрированными композициями (например, пастели А. В. Средина). 

 

Экспозиция, размещенная в трех залах, организована по хронологическому принципу. Произведения второй четверти — середины XIX века, времени наивысшего расцвета жанра интерьера, представлены в первом зале. Наиболее интересные работы этого времени — акварели П. Ф. Соколова «Комната художника П. Ф. Соколова в доме П. В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве» (1824), Н. А. Бестужева «Камера Волконских в тюрьме Петровского Завода» (1830), Н. Е. Ефимова «Кабинет В. П. Давыдова с художником К. П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме» (1835), А. Н. Раковича «Кабинет графа С. С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге» (1847), Л. О. Премацци «Кузница и каретный сарай в Отделении почтовых карет и брик на Большой Морской улице в Санкт — Петербурге» (1848) и Л. Пича «Центральный зал музеума в усадьбе графов Уваровых Поречье» (1855). 

 

К самым любопытным произведениям второй половины XIX — начала XX столетия, периода историзма и модерна, относятся виртуозные рисунки А. А. Редковского «Кабинет в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге» (1864) и «Гостиная в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге» (1865), А. И. Шарлеманя «Палата для раненых в Доме призрения бедных А. И. Тименкова и В. А. Фролова в Санкт-Петербурге» (1879), Д. Н. Чичагова «Крестовая палата в доме Московского Археологического общества на Берсеневской набережной в Москве» (1875), Е. Е. Баумгартена «Вид из Дубового кабинета Петра I в Коронную комнату в Большом дворце в Петергофе» (1912) и «Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе» (1914), А. В. Средина «Закрытая веранда с цветами в горшках в усадьбе Гончаровых Полотняный Завод» (1916), а также акварели из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора», созданного в 1900-х годах преподавателями и учениками старших классов Строгановского художественно-промышленного училища в Москве по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны. Центральное место займет серия акварельных видов парадных покоев дачи княгини З. И. Юсуповой в Царском Селе, исполненных крупнейшим мастером интерьерного жанра В. С. Садовниковым в 1872 году. После реставрации работ В. С. Садовникова впервые появилась возможность показать их широкому кругу зрителей. Акварели входят в состав альбома, приобретенного Государственным историческим музеем в 2014 году на целевые средства Министерства культуры Российской Федерации. 

 

Графические интерьеры из собрания Исторического музея дают полное представление о разных этапах бытования интерьерного жанра в русской графике XIX — начала XX века. Выполненные известными художниками и любителями, они являются не только восхитительными произведениями искусства, но и интересными историческими документами. К выставке подготовлено издание «Интерьер в русской графике XIX — начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея». 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Государственный Исторический Музей
г. Москва, Красная пл., 1
Дата проведения:
Сейчас
Время:
11:00-18:00
ежедневно кроме: вт
Телефон:
+7 (495) 692 — 40 — 19
E-mail:
shm@shm.ru
Сайт:
http://www.shm.ru/
Источник

Добавить комментарий