Выставка «Леон Зак. Без дна»

  • Выставка «Леон Зак. Без дна»

 

С 1 марта по 6 апреля 2016 года Галерея ЗДЕСЬ приглашает на выставку «Леон Зак. Без дна».

 

Галерея «Здесь» продолжает серию проектов по спасению от забвения творчества и судеб русских художников-эмигрантов, чьи имена прославились в свое время в Европе, но малоизвестны в России. Год тому назад, на Антикварном салоне, был представлен первый проект этой серии — выставка Сергея Шаршуна. Второй проект, который пройдет в стенах галереи с 1 марта по 6 апреля 2016 года, посвящен Леону Заку, и он в каком-то смысле важнее предыдущего. Ведь если работы Шаршуна можно было увидеть в 2006 г. на ряде серьезных музейных выставок, то Зак в России раньше не выставлялся. Между тем и по масштабу своего таланта, и по его многосторонности, и по объему творческого наследия этот художник не может и не должен быть обойден вниманием.

 

Леон Зак более полувека прожил в Париже. Исследователи относят его к «парижской школе». Картины художника хранятся в парижском Музее современного искусства, в лондонской галерее Тейт, в Королевском музее Брюсселя и других известных собраниях. Во Франции о нем написаны научные монографии, составлен catalogue raisonné его работ. Российская выставка работ Леона Зака пройдет в галерее «Здесь» на Пречистенке. Наибольший интерес зрительской аудитории должны вызвать шесть лирических абстракций — визитная карточка «заковского» художественного стиля. Также будут показаны относительно ранние работы: портреты и жанровая композиция 1930-х гг. Экспозицию дополнят архивные фотографии.

 

Цель проекта — привлечь к фигуре Зака внимание российских музеев, знатоков и ценителей искусства. Для нас очевидно, что этот выдающийся художник заслуживает большой музейной выставки.

 

Судьба русского художника и литератора Леона Зака (1892–1980) одновременно и типична, и уникальна. Его самобытный и разносторонний талант декоратора, оформителя, книжного иллюстратора, скульптора, резчика, керамиста, поэта проявился еще в России, но в полную силу развился уже в эмиграции (после 1920 г.). Зак жил и работал в Москве, Петрограде, затем во Флоренции, Берлине, Париже и других городах Франции. Похожий путь прошли многие его современники — деятели русского Серебряного века. 

 

Зак родился в купеческой еврейской семье, его род пользовался почетом и уважением среди диаспоры — дед художника был одним из учредителей первой московской синагоги.  Леон Зак окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Московского университета, рисовать и выставляться начал еще в гимназические годы.  Как художник, в 1910-х гг. он работал вместе с М.Ф.Ларионовым и Н.С.Гончаровой, участвовал в выставках «Московского товарищества художников», выставлялся вместе с мирискусниками, делал рисунки для журнала «Золотое руно». Как поэт и литературный теоретик, он был отцом-основателем и главным идеологом авангардного объединения «Мезонин поэзии» и в течение нескольких лет издавал одноименный альманах.

 

 Важной стороной творческой биографии Леона Зака являлась сценография. В 1920-е гг. он работал в Берлине для «Русского романтического театра» Б.Г. Романова. Именно это и помогло ему начать на Западе карьеру художника. Балетные декорации и костюмы русского эмигранта высоко оценили в немецкой прессе, и он получил контракт с берлинской галереей Flechteim, которая в то время держала филиалы в Кёльне, Дюссельдорфе, Франкфурте и выставляла П. Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса, А. Дерена. Переехав в 1923 г. в Париж, Зак продолжил карьеру балетного сценографа, работая для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей и для ряда других постановок.

 

Ближе к середине столетия художник завершает сотрудничество с театрами, чтобы целиком посвятить себя живописи. Зак писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, а в 1940-е обратился к жанру лирической абстракции и занимался этим до конца жизни, уже не возвращаясь к фигуративным изображениям. За полвека жизни в Европе прошло в общей сложности более пятидесяти выставок Зака.

 

Паралельно художник занимался прикладным искусством — рисовал эскизы тканей и шарфов для известных домов моды, делал стеклянные статуэтки музыкантов и балерин. В 1950 г. Леон Зак принял католичество и обрел в лице Церкви нового заказчика: он выполнял резьбу по камню, витражи, мозаику, кованые кресты, проводил художественно-реставрационные работы в средневековых парижских часовнях, создавал картоны для гобеленов. Параллельно Зак пробовал себя в книжной иллюстрации, не забывая и о поэзии: в 1970 г. под псевдонимом «М. Россиянский» он выпустил в Мюнхене сборник избранных стихов «Утро внутри (1913–1970)». Рукописи Леона Зака хранятся в Библиотеке филологического факультета Еврейского университета в Иерусалиме.

 

Название нашей выставки можно прочесть как слитно, так и раздельно. Понятие “бездна”, равно как и словосочетание “без дна” отвечают и стилистике “фирменных” Заковских абстракций, и специфике самого проекта в целом, ведь творчество русских художников-эмигрантов — тема по настоящему бездонная.

 

Выставка посвящается памяти Андрея Толстого — безвременно ушедшего ученого, автора уникальной монографии “Художники русской эмиграции, одному из главных в нашей стране специалистов по данной теме.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Галерея ЗДЕСЬ
г. Москва, ул. Пречистенка, 30/2
Дата проведения:
29 февраля 2016
Время:
12:00-20:00
ежедневно
Телефон:
+7 (985) 348 — 43 — 36
E-mail:
zdes@zdes.gallery
Сайт:
http://zdes.gallery
Источник

Добавить комментарий