Выставка «Nature morte. Группа ArtBox»

  • Выставка «Nature morte. Группа ArtBox»

 

18 августа 2016 года в 19.00 в Галерее Открытый клуб откроется выставка «Nature morte. Группа ArtBox»

 

Для посетителей выставка будет открыта с 19.08.2016 – 30.08.2016 года.

 

Бывают странные сближенья, а бывают закономерные. Например, то, что выставка Nature morte открывается в дни памяти Эрнста Неизвестного, вовсе не странно. Просто авангард в нашей стране кончился. Так бывает, да: с уходом одного человека завершается целая эпоха. Почему так? Да очень просто: авангард с его enfant terrible — абстрактным искусством — есть уход от натуры художников, натуру познавших. И отказавшихся от неё ровно потому, что процесс познания, конечно, бесконечен, но ведь бесконечность-то бывает и дурной. Немудрено, что проект, в общем, не получился — в том виде, в котором был задуман. Причина проста: художник в наше время, как бы это сказать, довольно высокомерно относится к натуре. Воздух каждого времени наэлектризован разными идеями, так вот в нашем носится нелюбовь к преодолению в любых его видах. Сопротивление материала нас унижает, и мы его… обходим. Если материал сопротивляется, мы поворачиваемся к нему спиной. Мы просто делаем вид, что этого нет, и занимаемся другим.

 

То есть проект получился, просто совершенно в другом смысле, и с этим предстоит разбираться. Итак, условия игры. Группа художников участвет в коллективном проекте. Имеет место натюрморт. Задача: каждый пишет по две работы. Одну — в большей или меньшей степени реалистическую, во всяком случае, жизнеподобную, вторую — абстрактную. Результат. От Андрея Шилова две работы, ни одна из которых не может считаться «реалистической» и ни одна — абстрактной. От Артура Шувалова и Валентина Чопыка по две работы, на одной из которых узнаётся исходный материал, а на второй, да, абстракция. От Валентины Апухтиной одна работа, ни в каких отношениях с заданием не состоящая. От Веры Ельницкой, Владимира Курдюкова, Николая Крутова по два натюрморта, ни один из которых не связан с исходным и ни один не абстрактен и не реалистичен. От Владимира Панкратова два кубистических холста. От Владимира Пельдякова две абстрактные скульптурные композиции, опять-таки слабо связанные с заданием. Если совсем об азах, абстрактное искусство, «чистые гармонии» (В. С. Турчин) — это что такое? Отказ от фигуративности. Приоритет синтактики (связанности) над семантикой (значением). Достижение образности за счёт формы, а не содержания, за счёт владения фактурой, колористикой, ритмом, композицией и проч. Но прежде чем отказываться, необходимо познать. Перейти грань можно, лишь зная, где она. Иначе мы просто идём из пункта А в пункт Б по маршруту, проложенному не нами.

 

Я к тому, что знать работы предшественников-абстракционистов для того, чтобы сделать также и создать «свою», хотя и не свою, абстрактную работу, в общем, не фокус. Фокус в том, что все вышеперечисленные формальные приёмы познаются только на натуре и никак иначе, по той простой причине, что все мы, если нас не зовут Велимир Хлебников, живём в конкретном, а не в абстрактном мире. Тело наше конкретно, и мышление, а значит, и восприятие. И поэтому, чтобы создать абстракцию, которая воздействует своей образной силой, надо пережить натуру — и отказаться от неё, сделав всё это не ради выставочного пространства, а ради приобретения собственного художественного опыта. Что удалось, например, Виктории Никоновой или Александре Лукашевкер. Абстрактное искусство нынче в мейнстриме, а значит, все мы немножко абстракционисты. Никто до сего дня, кажется, не заметил, что рефлексия художника-абстракциониста, т.е. его сопроводительные тексты на выставках, в общем, абсурд, потому что тексты эти семантичны, они наделяют значением то, что его лишено по самой своей природе. Концепция уничтожает саму идею абстракции, и скоро, предполагаю, это станет общим местом. То же можно сказать и о курации. Тьфу, кураторстве. Ждать от куратора идею, чтобы ей не следовать, это ведь совсем не авангард: в «армиях» Ларионова, Татлина, Малевича царила строжайшая дисциплина, но прекращали существовать и эти армии, поскольку художник не генерал и даже не рядовой. Освоить композицию тактически нельзя, и колористическая стратегия — при всей соблазнительно-семантичной нагруженности этого словосочетания — нонсенс, ибо колорит связан с эмоцией, а программировать эмоции глупо и опасно. Так что выставка удалась. Она показала, что последняя волна авангарда в нашей стране пошла на спад. Значит, скоро появится что-то новое.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Галерея Открытый клуб
г. Москва, ул. Спиридоновка д. 9/2
Дата проведения:
18 августа 2016 — 30 августа 2016
Время:
16:00-22:00
ежедневно кроме: пн, ср, пт, сб, вс
Телефон:
+7 (926) 539 — 18 — 81
E-mail:
openklubinfo@gmail.com
Сайт:
http://www.openklub.ru/
Источник

Добавить комментарий