Выставка «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзие»

  • Выставка «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзие»
  • Выставка «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзие»
  • Выставка «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзие»
  • Выставка «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзие»
  • Выставка «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзие»

 

 

 

Московский музей современного искусства и региональный общественный фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа» представляет с 13 декабря 2016 выставку «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзиев». Это диалог двух талантливых художников — самородков, живших в одно время, работавших независимо, не знавших друг друга, однако, искусство каждого из них обнаруживает сходные черты и созвучно по мысли и чувствам, по выразительности художественных средств исполнения.

 

Николай Пиросманишвили (ок. 1862 — 1918), один из признанных и почитаемых ныне мастеров наивного искусства, учился у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Самостоятельно Пиросмани стал работать только со второй половины 1890-х. В основном делал декоративные панно, украшающие небольшие грузинские харчевни (духаны), вывески для торговых заведений, писал картины и портреты на заказ. Пиросмани использовал краски собственного изготовления и определенного цветового набора. На первый взгляд палитра может показаться аскетичной, но, возможно, подобную колористическую лаконичность теперь можно расценивать как индивидуальный почерк автора. Существенную часть сохранившихся работ составляют вывески. Этот жанр в художественной практике начала XX века был чрезвычайно популярен. В экспозиции выставки присутствует одна такая вывеска для духана — «Компания заходите!», а также портрет самого владельца этого заведения — некоего Созашвили, выполненного уже в масляной технике.

 

Сосланбек Едзиев (1865 — 1953) унаследовал от своего отца профессию каменщика и от него же получил первые навыки в строительстве. Интерес к скульптурной форме пришел к нему через сооружение мемориальных объектов и украшение домов монументальными вставками. Традиционные надгробные стелы (по-осетински цырты) являют собой вертикальные украшенные орнаментом плиты, условно обозначающие человеческую фигуру. Ранние цырты Едзиева каноничны, но постепенно мастер приходит к реалистической трактовке человека. Знакомство с изобразительным искусством случилось благодаря соприкосновению с религиозной живописью в храмах Осетии. Так, на многих цыртах, а в дальнейшем в декоративной и станковой пластике встречаются излюбленные темы художника: «Голгофа» и «Чудо св. Георгия о змии». В частности, в комплексе мемориальной стелы отца Сосланбека. Искусство Едзиева не несет в себе ничего лишнего и противоестественного, оно открытое и бесхитростное в восприятии жизни такой, какая она есть. Наглядным примером тому стал один из экспонатов выставочного проекта — автопортрет из розового гранита, датированный 1943 годом.

 

Для произведений Сосланбека Едзиева выставка в ММОМА — это премьерный показ творческого наследия художника, которое хорошо известно на родине автора в Северной Осетии, но недостаточно изучено за ее пределами. Коллекцию скульптур на выставку предоставляет Северо-Осетинский государственный художественный музей им. М.С.Туганова. Раздел экспозиции «Пиросмани» составляют работы из собрания Московского музея современного искусства. 

 

Даты проведения: 14 декабря 2016 — 15 января 2017.

Место: MMOMA, Гоголевский 10/2.

Кураторы: Людмила Алексеева и Владимир Соскиев.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Московский музей современного искусства ММОМА на Гоголевском бульваре
г. Москва, Гоголевский бульвар 10
Дата проведения:
Сейчас
Время:
12:00-20:00
ежедневно
Телефон:
+7 (495) 231 — 36 — 60
E-mail:
pr@mmoma.ru
Сайт:
http://www.mmoma.ru/
Источник

Добавить комментарий