Выставка «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича»

  • Выставка «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича&<span id=raquo;» />
  • Выставка «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича»
  • Выставка «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича»

 

29 марта 2016 года в экспозиции «Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция» в Задних сенях Хором царя Алексея Михайловича в Коломенском открылся музейный проект «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича», который продолжит свою работу до 16 января 2017 года.

 

Музейный проект представляет подлинные печные изразцы из интерьеров дворца царя Алексея Михайловича, которые были найдены при проведении археологических раскопок на Государевом дворе в Коломенском.

 

Печные изразцы из археологической коллекции Московского государственного объединенного музея-заповедника уникальны. Это редчайшие подлинные артефакты второй половины XVII века, позволяющие вживую увидеть и представить очень важную часть интерьеров царской резиденции. В условиях русской зимы дворец должен был хорошо отапливаться, поэтому печи были непременным элементом убранства не только дворца, но и любого древнерусского дома.

 

Печи в Коломенском дворце были прямоугольные или круглые, сложных архитектурных форм, украшенные зелеными или многоцветными поливными изразцами. Печь представляла собой настоящее архитектурное сооружение, объемы которого разделяли на ярусы, сужающиеся кверху. Переходы от одного яруса к другому оформлялись профилированными изразцами – карнизными, поясковыми, валиками. Мощное «тело» печи ставили на фигурные столбики-ножки, соединенные изразцами-подзорами. Верх печи украшал ряд изящных городков.

 

Разнообразие форм печных изразцов позволяло проявлять фантазию при их декорировании. Их поверхность могла образовывать изысканный ковровый рисунок или содержать символический сюжет. Сидящие на ветках и плодах заморские птицы, вазы с букетами экзотических цветов, двуглавые орлы, сложные фигурные обрамления превращали печь в подлинное украшение помещения.

 

Большинство печей дворца были ценинными, то есть покрытые изразцами с цветными эмалями. В царских покоях находились девять ценинных, шесть круглых и одна «образчатая» (фигурная) печь. В проводных керамических трубах не было топок, а лишь «комен (камин) с закрышкой». Дворец отапливали из нижних помещений, подклетов, где соединялись все проводные трубы, по которым нагретый воздух подавался наверх, в царские покои.

 

Изразцы, из которых складывали печи царского дворца, изготовлялись в Гончарной слободе Москвы (современная Гончарная улица). Они отличались ярким, красочным и разнообразным орнаментом.

 

Особо любимыми во второй половине XVII века были зеленые (муравленые) изразцы, как правило, украшенные. Отсутствие многоцветия с лихвой восполняет орнаменты и яркий блеск зеленой глазури.

 

Благодаря этим бесценным находкам стала возможна реконструкция дворцовых печей. Все работы по воспроизведению интерьеров дворца царя Алексея Михайловича проводились на основе глубоких научных исследований. В изготовлении изразцовых печей для современного Коломенского дворца принимали участие художники-керамисты из Ярославля, Санкт-Петербурга и Нового Иерусалима.

 

Современные реконструкции печей проведены как на основе аналогов – изразцов, найденных во время археологических раскопок на территории Государева двора в Коломенском, так и на основе типовых изразцов с геральдической символикой, которые были распространены и сейчас хорошо известны по декору архитектурных памятников Москвы второй половины XVII века.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник в Коломенском
г. Москва, проспект Андропова, д. 39
Дата проведения:
Сейчас
Время:
10:00-18:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 780 — 79 — 67
E-mail:
info@mgomz.ru
Сайт:
http://mgomz.ru/
Источник

Добавить комментарий