Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»

  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»
  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»
  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»
  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»
  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»
  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»
  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»
  • Выставка «Разные ракурсы. Портрет и не только»

 

 

 

В самый разгар весны с 14 мая по 14 июня 2016 года East Meets West Gallery с удовольствием представляет в Центре дизайна «ARTPLAY» выставку «Разные ракурсы. Портрет и не только». На выставке будут показаны работы известных московских художников и давних друзей нашей галереи Екатерины Кудрявцевой и Анатолия Пурлика.

 

Нам было интересно подчеркнуть определенное различие подходов двух талантливых московских авторов, воспитанных на русской живописной традиции, к использованию европейских направлений в работе над портретом.

 

Анатолий Пурлик — художник, впитавший почти все европейские традиции эпохи модернизма и постмодернизма. «Стиль, пластика, форма картин Пурлика основываются на синтезированном восприятии самых разных традиций конца XIX века – первой половины XX (набисты, постимпрессионисты, фовисты, немецкий экспрессионизм, русское плакатное и театральное искусство)». Светлана Тарханова «Пять правильных правил Анатолия Пурлика», 2010г.

 

Портретные работы, которые East Meets West Gallery представляет на этой выставке, охватывают почти 25 лет его творчества и, в какой-то мере, иллюстрируют те этапы европейского искусства, которые оно последовательно проходило к «освобождению» от образа и пластики… в никуда.

 

«Потеря» лица прослеживается в работах Анатолия «Капли на большом американском стекле» 2015г. и «Марш местного авторитета» 2007г., частичная деструкция образов — в портретах «Дрогнущая на Ленинградке» 2014г., «Большая драматическая голова» 2013г. и в работе «Колян включил счетчик…» 2015г. Особенно символичен, на мой взгляд, «Портрет проходящего мимо», 1992 г. Здесь нет ни конкретного образа дорогого члена семьи, ни образа известного современника, ни великого человека прошлых эпох. Это абстрактный ассамбляж лица без лица, без биографии, чувств и мыслей. Это уже следующий шаг вперед по сравнению с «Идущим» Джакометти, где деконструкция коснулась тела, а лицо еще сохраняет хотя бы одну символическую эмоцию.

 

Работа «Инвентаризация автопортрета» 1995г. — наиболее яркое отражение внутренней борьбы автора, борьбы двух тенденций: желания быть в мейнстриме и следовать в сторону «свободы» или остаться в традиции пластического образа. Анатолий старательно пытается отменить живописность, заменяя ее черным цветом, отменяет почти все черты лица в самом себе и даже само очертание лица. Но пластика остается. Автопортрет художника, по ракурсу продолжающий греко-римскую скульптурную традицию, даже пластически отсылает к параллели со скульптурной головой тех героев с единственной реальной деталью на лице — внимательным глазом в оправе очков, печально и зорко следящим за всем, что происходит сейчас вокруг, демонстрирует связь с традициями европейского искусства до и после ХХ века, а все остальное — игра художника, камуфляж и перфоманс. Подтверждением этого являются его лучшие последние портреты «Подслушивающий» 2015г. и «Мадонна с нами!» 2015г.

 

Вот где мы видим и неподдельное сочувствие, и интерес к личности человека, его мыслям, эмоциям. И где Анатолий Пурлик «играет» всеми своими цветовыми возможностями, используя разную пластику и разные европейские традиции.

 

Екатерина Кудрявцева — пример русского живописца, который последовательно продолжает и развивает традиции русской живописи и графики, иногда обогащая ее различными европейскими техниками и приемами.

 

Ученица Андрея Владимировича Васнецова, она унаследовала приемы конструктивной композиции учителя, как в ее экологических работах конца 90х — начала 2000х годов, посвященных жизни листа, так и в ее натюрмортах последних лет, представленных на выставке.

 

Самым ранним и отличным от более поздних по стилю работ и технике является автопортрет Екатерины 1995 года. В нем прослеживается смешение европейских и русских традиций, но даже символичность жеста художницы, держащей лист, а тем более ее пронзительный взгляд «в себя», несут в себе основы глубоких традиций русской живописи.

 

Портретная галерея Екатерины Кудрявцевой имеет конкретную дату рождения — 2010 год. Это портреты любимых людей: учителя Андрея Владимировича Васнецова и мужа Петра Григорьева (2010г.). «В возвышенно-сосредоточенном по состоянию портрете мужа и напряженно-драматичном, даже трагичном по настроению портрете любимого учителя, огромное значение имеют руки, моделируемые объемно и невероятно выразительно — как скульптурные детали, сообщающие изображению устойчивость, необходимую для памятника». Ольга Костина «Я пишу тех, кем восхищаюсь», 2016г.

 

Часто портреты Екатерины — образы друзей-художников, близких по духу людей и знакомых. Монументальность многих из них создается с помощью укрупнения лица, поворота в профиль и отсечения других деталей картины, а также удивительной «смальтовой» фактуры «задника», как например, в портретах Виктора Калинина, Елены Андриановны Ефимовой, Ирины Скачковой и других.

 

Для большинства своих портретов автор выбирает особую технику, которую впервые описала в своей статье «Мир Екатерины Кудрявцевой» рано ушедшая из жизни искусствовед Марина Чегодаева: «Дробные мазки, мелкие «стрелы» более светлой краски по темному фону звучат не вышивкой, не ковром, но кусочками смальты, из которой набирается мозаика, и эта «мозаичность» придает станковым работам силу и монументальность, присущую храмовому искусству».

 

Особняком стоят несколько работ Екатерины: «Ожидание» 2014 г., «Стремление к падению» 2011г., «Стремление к поиску» 2013г. Всех их объединяет аллегоричность, недосказанность и потребность отразить в произведении не конкретные предметы и образы, а скорее парящий «дух». Картина «Ожидание» — наиболее необычная и полная иносказаний. В ней возникает романтический образ героини. Дающийся в символической наготе, он противостоит мрачному миру города, с кровавым закатом и черными, клубящимися тучами в небе, однако сквозь эти тучи пробивается сильный столб света. «Эта картина могла бы трактоваться как напоминание об Армагеддоне, если бы ни луч нетварного, Божественного света. Он льется с высоты на фигуру, вселяя в душу героини – а в ней угадываются автопортретные черты – надежду на преображение мира, с которым у художницы свои непростые, я бы сказала – мятежные отношения».

 

Ольга Костина «Я пишу тех, кем восхищаюсь», 2016г.

 

Продолжая идеи, выраженные в 2010 году на выставке «Дух веет, где хочет…», нам хотелось показать стилистическое, техническое и жанровое разнообразие художницы Екатерины Кудрявцевой, в которой сильны традиции русской живописи и графики, а свет всегда побеждает тьму.

 

Куратор Татьяна Палеева.

 

Выставка работает ежедневно с 12.00 до 22.00.

 

Тел.: 8 (495) 620 08 83.

 

Вход свободный!

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Центр дизайна ARTPLAY
г. Москва, Нижняя Сыромятническая, д. 10
Дата проведения:
Сейчас
Время:
12:00-22:00
ежедневно
Телефон:
+7 (495) 620 — 08 — 82
E-mail:
pr@artplay.ru
Сайт:
http://www.artplay.ru/
Источник

Добавить комментарий