Выставка «Русские народные картинки»

  • Выставка «Русские народные картинки»
  • Выставка «Русские народные картинки»

 

С 17 февраля 2016 года в Московском музее народной графики работает выставка «Русские народные картинки»

 

Для посетителей выставка будет открыта с 17.02.2016 – 21.08.2016 года.

 

Лубок (русская народная картинка) — гравированный лист с рисунком и текстом, который создавался полупрофессиональными мастерами и бытовал среди народа на протяжении XVII — начала XX веков. Лубок сопровождал человека от рождения до самой смерти: духовные листы заменяли дорогие иконы, а светские картинки украшали стены домов мещан и небогатых купцов, разного рода мастеровых людей и городской бедноты, комнаты почтовых станций, дома бедных дворян и низших офицерских чинов. Крестьяне узнавали о том, что происходит за пределами родной деревни со слов разносчиков народных картинок ­офеней и из лубочных иллюстрированных цитат из столичных «Ведомостей» почти столетней давности. Картинки на фольклорные и литературные сюжеты составляли всю небольшую библиотеку деревенского жителя; дети учились читать и писать, разглядывая надписи лубочных листов.

 

История русского лубка берет свое начало на рубеже XVII-XVIII столетий. В этот период картинки изготовлялись в технике ксилографии (обрезной гравюре на дереве). Отпечатанный оттиск раскрашивали от руки яркими красками. Ломкий рисунок и локальная раскраска пятнами придавали изображению выраженный плоскостной характер, пространство было лишено глубины, а фигуры объема. Уже в раннем ксилографическом светском лубке сформировались все основные темы и жанры, которые затем на протяжении двух столетий будут жить в народной картинке. В первую очередь лубочные мастера стали разрабатывать потешный сюжет. Пространство лубка — это карнавальный мир, где позволено всё: и фривольная шутка, и неприличное слово, где смешное становится нормой и правилом. На рубеже XVII-XVIII века появляется сюжет-перевертыш «Похороны кота мышами», который стал долгожителем и просуществовал до 1910-х годов. Вопреки распространенному мнению, картинка похорон не содержит политического подтекста и не является сатирой раскольников на Петра I. Вероятнее всего сюжет восходит к одной из поздних версий античной басни Эзопа «Кошка и мышка» и иллюстрирует типичный для лубка сюжет — мир-перевёртыш, где привычных ход вещей вывернут наизнанку.

 

С конца XVII­ — XVIII века в гравюре стали появляться балагурные свадебные сюжеты, такие как тщетный выбор невесты бестолковым женихом, ухаживания благородного кавалера за блинницей, подтрунивание молодых девиц над плешивым стариком Тарасом и другие. Надписи на фривольных лубках словно разыгрывали картинку в лицах как театральную пьесу. Большинство подобных сюжетов остались в лубке до конца первой трети XIX века, оттиски со старых лубков допечатывались еще в 1840-х годах, а к середине столетия свадебная тема почти исчезла. Ещё на заре существования лубка мастера обратились к сказочной теме. Главными героями народной картинки стали персонажи западноевропейских рыцарских романов Бова-королевич, царь Салтан Салтанович, центральное действующее лицо иранского эпоса Еруслан Лазаревич. Со временем они превратились в типичных сказочных героев, стали такими же близкими русскому мужику, как древние былинные богатыри Илья Муромец или Алеша Попович, обосновавшие в лубке в тоже время, что и европейские коллеги. С первой половины XVIII века появился персонаж птица «Куре доброгласное воспеванием красное и кушанье сладкое», в пару которому часто вырезали на отдельной доске супругу-курицу. Впоследствии большинство из этих сюжетов перешло в лубок, гравированный на металле.

 

Новая техника углубленной гравюры на металле стала использоваться для создания лубочных картинок с первой четверти XVIII века. В сравнении с ксилографии этот вид гравюры давал возможность создавать тонкую гибкую линию, накладывать мелкую перекрестную штриховку, что в свою очередь позволило изображать сложные многофигурные композиции с глубиной пространства и объемными фигурами. Современники отмечали, что у народа пользуются популярностью картинки «позатейливее»: чтоб на листе размещались как можно больше фигур, а в композиции сочетались сразу несколько разновременных эпизодов. Народ воспринимал картинку как рассказ, историю в лицах. Лубок не смотрят, а разглядывают, додумывая и комментируя сюжет.

 

Открывшиеся изобразительные возможности гравюры на металле привели к тому, что лаконичные композиции ранней ксилографии стали обрастать подробностями. Сказочные рыцари одиноко скачущие на листах конца XVII — начала XVIII века, с средины столетия обязательно изображались в разгар битвы: Бова дрался с Полканом, Еруслан Лазаревич вступал в поединок с царем Змейским. Во второй половине XVIII — первой трети XIX века картинка наглядно представляла кульминацию сказки, по которой сразу можно было идентифицировать источник, а все предшествующие и последующие эпизоды привычный зритель уже знал наизусть. В гравированный лубок на меди полноправно вошел и батальный жанр. Изображение полуисторических-полулегендарных событий было известно в гравюре  первой половины XVIII столетия, но по-настоящему лубок заинтересовался событиями современной и недавней военной истории только во второй половине XVIII века.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Московский музей народной графики
107045, г. Москва, Малый Головин пер., д. 10/9
Дата проведения:
Сейчас
Время:
10:00-17:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 608 — 51 — 82
E-mail:
museumng@mail.ru
Сайт:
http://russianlubok.ru/
Источник

Добавить комментарий