Выставка Сергея Брюханова «7 сторон цвета»

  • Выставка Сергея Брюханова «7 сторон цвета»

 

Галерея «VSunio» приглашает на выставку Сергея Брюханова «7 сторон цвета».

 

Живопись Сергея Брюханова — музейного уровня. Притягательное свойство его картин в том, что они равным образом апеллируют к зрителям разного типа. Искушенный зритель, имеющий опыт созерцания живописи старых и современных мастеров, сможет оценить богатство и разнообразие пластического словаря художника. Тот, кто не привык или не склонен углубляться в сложности визуальной формы, почувствует эмоциональную составляющую его живописи. Высвобождение энергии цвета в картинах Брюханова всегда, так или иначе, заряжает зрителя определенной эмоцией. По словам самого художника, «искать при помощи цвета доставляет мне наибольшее удовольствие».

 

В личности Сергея Брюханова счастливым образом соединяются два качества: творца, создающего блистательную «живопись цветовых полей», и «комментатора», понимающего, как донести семантику живописного образа до заинтересованного зрителя. Вероятно, именно это привлекает к нему многочисленных учеников, которые получают у мастера не только прикладные навыки (что уже немало важно), но и понимание того, как ремесло обретает философское измерение. Искусство «должно помочь человеку осознать свою духовную природу, современное искусство не исключение».

 

Сергей Брюханов — художник со сложившейся репутацией, завоевавший свое место в современной художественной жизни России. Еще в середине 1980-х гг. известный отечественный искусствовед А. М. Кантор отметил появление яркой художественной школы в Нижнем Тагиле, с подачи критика Владимира Назанского, эта школа была остроумно названа «нижнетагильской аномалией». В самом деле, факт появления в небольшом старинном городе, центре металлургии и оружейной промышленности двух десятков ярких «молодых дарований» имеет в себе нечто необъяснимое. Тем более что еще в годы обучения на художественно-графическом факультете принадлежавшие к этой группе художники, в том числе Сергей Брюханов, стали отправлять свои графические работы на международные выставки, например, в Краков, и сразу получили международное признание. Уже в начале 1990-х работы Брюханова были отобраны в коллекцию Третьяковской галереи, позднее Русского музея.

 

Нижнетагильская школа, возникшая в конце 1970х -1980-е годы, включает разных по характеру мастеров, которых объединяет глубокий интерес к пластической составляющей художественного образа и предпочтение абстрактной формы выражения фигуративному искусству. Впрочем, для Сергея Брюханова грань между абстрактным и фигуративным всегда остается условной, легко проницаемой. По его собственному определению, «природа как форма – неисчерпаемый по красоте и гармонии пластический словарь», однако образ в его живописи весьма далек от натурного изображения, того, что принято называть мотивом.

На выставке в галерее VSunio представлено два новых цикла Сергея Брюханова, написанных в 2015-2016 гг., которые ранее не экспонировались. Цикл «Пленэр «Оливковая роща», создан в Греции на острове Закинтос, куда Сергей Брюханов стал ездить с 2012 года в рамках частного образовательного проекта «Академия мастера». Художник органично сочетает в картинах цикла элементы реального пейзажа с приемами абстрактной композиции, так что у каждого зрителя образ картины рождает свой ряд ассоциаций. В полиптихе «Мимесис. Синтез метафор», написанном в 2016 году, нет очевидной связи с натурным изображением, реальность преображается «мерцающей вибрацией чистого цвета», который и становится определяющим элементом произведения. Эти циклы не просто характеризуют сегодняшний этап творчества Брюханова, но в каком-то смысле формулируют две значимые составляющие его живописного языка.

 

«Пленэр «Оливковая роща». 2015

Работа в Греции на острове Закинтос открыла для Брюханова новый важный этап творчества. В картинах цикла легко угадываются знакомые мотивы греческого пейзажа: дома, растения, земля, камень, море. На первый взгляд, связанные с этим циклом картины малого формата воспринимаются как этюды с натуры, с чем, впрочем, не согласен сам художник, для которого «углубленная работа с натурой» не означает практику, которая ассоциируется с импрессионизмом. Эти небольшие работы своего рода импровизации «по поводу», соответственно в них намного важнее момент рефлексии, интерпретации натурного переживания в композицию будущей «большой картины». Большие картины, в свою очередь, не являются точным повторением таких пластических идей: меняется не только масштаб полотен, но и цветовое решение, аранжировка света, иногда настолько значительно, что связь с первоначальной версией едва ощутима.

 

В картинах цикла «Пленэр» имеют значение не столько узнаваемые приметы реальных пейзажей, сколько ощущение внутренней жизни объектов, которая выражена через работу художника с цветом. В каждой из картин прочитывается определенная колористическая доминанта, белый соединяет в себе свойства цвета и света  и словно «транслирует» энергию яркого средиземноморского света, всегда поражавшего воображение художников, приезжающих с севера.

 

Художник дает возможность ощутить «момент перехода красочной материи как физической субстанции в статус образа», делая нас сопричастными самому процессу творчества. Высвобождение цвета, его вибрация, фактура красочного пятна позволяют выразить, по точному определению Сергея Брюханова, «энергию пейзажа».

 

Полиптих «Мимесис. Синтез метафор». 2016

Полиптих представляет собой новый этап «синтетических» циклов Сергея Брюханова, у которого уже были такие работы, как «Синтез жанров» и «Синтез стихий». Он состоит из семи полотен необычного узкого формата, с активной доминантой вертикали. У Сергея Брюханова свои отношения с цифрой «7», которой он придает особый символический смысл, часто создает семичастные «спектральные» работы. Цифра «семь» для художника, прежде всего, ассоциируется с семью цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Стремление к полифонии, симфонизму цвета, к репрезентации спектра во всей его полноте отличает живопись Брюханова разных периодов. В логике рассуждений художника, спектр не просто «знак полноты цветности», но может «отсылать символически к полноте точек зрения, полноте бытия, полноте эстетических предпочтений и переживаний». Таким образом, цветовой спектр отражает и разнообразие эмоциональных состояний.

 

По контрасту с серией «Пленэр. Оливковая роща» узкие полотна второй серии кажутся невесомыми. Художник отменяет привычные законы гравитации и композиционной тектоники, предельно облегчая нижнюю часть полотен. Каждая из картин полиптиха «отвечает» за свой цвет спектра, однако большую часть полотна заполняет белый, который включает в себя весь цветовой спектр. Наш глаз хорошо различает оставленную художником сетку, что вводит аналитическую составляющую и вносит оттенок топографичности. В трактовке белого есть поразительное сочетание простоты и сложности, белый одновременно прозрачный и плотный, он тождествен свету, но сохраняет тактильную материальность. Именно белый воспринимается как основная метафора Абсолюта.

 

Для самого художника белый цвет в этих полотнах по смыслу близок фону в римских или византийских фресках, обозначающему некое трансцендентное пространство, в котором словно парят фигуры. Пространство этой многочастной работы не подразумевает присутствия фигур, но эффект парения безусловно возникает. Мы прочитываем композицию снизу вверх, следуя за прихотливой игрой фактуры, которая плавно перетекает, а вверху становится более плотной и экспрессивной, цвет же обретает определенность и насыщенность, пока, наконец, наш взгляд не останавливается на линии, условно обозначающей горизонт. Горизонт возвращает нас к небесной стихии и также имеет метафорическое значение, ибо, по выражению Сергея Брюханова, «все сущностное совершается на небесах».

 

Для посетителей выставка будет рабтать с 21 декабря 2016 года до 15 февраля 2017 года.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Галерея «VSunio»
г. Москва, Бизнес квартал «АРМА», Нижний Сусальный переулок, д. 5, стр. 5А, 1 этаж
Дата проведения:
Сейчас
Время:
12:00-20:00
ежедневно кроме: пн, вс
Телефон:
+7 (495) 641 — 58 — 51
E-mail:
info@vsunio.com
Сайт:
http://www.vsunio.com/
Источник

Добавить комментарий