Выставка в Днепре соединит сакральное и современное искусство

Виставка у Дніпрі поєднає сакральне та сучасне мистецтво

Арт-центр Я Галерея и Днепропетровский художественный музей приглашают на открытие проекта «Гости», который состоится 11 марта в 17.00 в музее на Шевченко, 21. «Гости» — кураторский проект Павла Гудимова, что развивает диалог между сакральной народной скульптурой и современным искусством. В выставке будут представлены работы современных авторов — Николая Малышко, Альбины Ялозы и Игоря Яновича, а также неизвестных резчиков.

Виставка у Дніпрі поєднає сакральне та сучасне мистецтво

Вознесения, Альбина Ялоза, 2014, холст, смешанная техника

Давным-давно, в городе Львове, в магазине, где когда-то продавались гитары, закрыли отдел музыкальных инструментов и открыли комиссионный магазин, куда местные сносили старинные и не очень вещи. Когда же я зашел туда за струнами, я был удивлен отсутствием музыки, но еще больше меня поразила сцена, которая попала мне на глаза: в старинном кресле XIX века стоял бескрылый ангел, который смотрел на меня широко раскрытыми глазами. Я не смог не купить его, и это стала первая деревянная скульптура в моей будущей коллекции.

Я заметил одну особенность: скульптуры, сделанные народными мастерами или небольшими артелями (именно это направление меня интересовало больше всего), чрезвычайно близки к современной пластики. Такой стиль был уже свойственен переходному периоду в современном искусстве, когда оно преломилось и деформувалось от реалистического изображения к экспрессионистской скульптуры. В общем, в народном искусстве есть много скрытых вещей, которые перепрыгивают сквозь время и совсем иначе прочитываются в будущем. Как пример, та же самая косовская керамика с жанровыми сценами приближена к упрощенной графики «Пикассо и компании» середины ХХ века.


Виставка у Дніпрі поєднає сакральне та сучасне мистецтво

Деревянная скульптура, Западная Украина, Автор неизвестен, XIX‒начало ХХ века, дерево

Как куратор, я долго думал над тем, как мои находки в области сакральной скульптуры могут быть актуализированы и приближенные к современному зрителю. Первый проект под названием «Смесь. Микс-музей», где я представил артефакты прошлого наряду с современным искусством, состоялся в киевском арт-центре Я Галерея в 2008 году. Эта выставка прошла почти незамеченной в столичном пространстве, однако оказалось очень важным для моего кураторского опыта. Но уже в проекте «Народная деревянная скульптура», который прошел в Украинском доме в рамках Большого антикварного салона в 2008, я получил живую реакцию художников, которые увидели мой выбор экспонатов и отнеслись к выставке не как к простому представления народных и профессиональных видов искусства, а как к современной инсталляции. После этого имела место судьбоносная поездка в Лондон, где я вдохновился новой концепции экспонирования в Tate Modern и понял, что в современном искусстве правом на показ владеет не только современное. Любой диалог приветствуется, когда это помогает более полному раскрытию темы. Например, в масштабном проекте «Тени забытых предков. Выставка» 2016 года этнографическая тематика экспозиции передавалась в частности через народные скульптуры ангелов.


Виставка у Дніпрі поєднає сакральне та сучасне мистецтво

Народная икона, Западная Украина, автор неизвестен, XIX‒начало ХХ века, дерево

Поэтому, я предложил концепцию диалога художнику Игорю Яновичу, и уже в 2009 году в киевской «Я Галерея» открылась выставка «Диалог», где абстрактные полотна современного художника взаимодействовали с сакральной скульптурой в одном пространстве. Фрагмент этой выставки собственно и вошел к проекту «Гости». Следующие работы, которые стали частью «Гостей» — это несколько последовательных серий художницы Альбины Ялозы. Здесь диалог уже происходит на разных уровнях, в том числе со старопечатными изданиями. Третьей составляющей является творчество художника Николая Малышко, который работает сегодня с «вдохновляющим» материалом — деревом, в котором уже заложена множество тем и архетипов.


Рано утром, из серии Борьба и становление, Николай Попов, 1976, литография, асфальт

Возможно, выставка «Гости» представляет особый интерес из-за фактического отсутствия скульптурной традиции на Днепропетровщине и возможность нового, чистого взгляда на удивительные артефакты прошлого и размышления современных художников. «Гости» приходят на территорию Днепропетровского художественного музея и констатируют, что в коллекции учреждения нет сакральной деревянной скульптуры —тем самым увеличивая интерес к ее демонстрации на территории, где она отсутствует. Объяснение этому простое: тогда как распространение католицизма сопровождалось скульптурными образами, то ортодоксальная церковь больше внимания обращала на иконографию. Тематику диалога в проекте органично дополняют такие произведения, как икона, фотография и графические работы.

Павел Гудимов, куратор

Источник

Добавить комментарий