Выставка «Законы джунглей» к 150-летию Редьярда Джозефа Киплинга

  • Выставка «Законы джунглей» к 150-летию Редьярда Джозефа Киплинга

 

Студия «Сказка выходного дня» в Государственном литературном музее совместно с издательством «Абрикобукс», при участии Государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева и компании DAISY представляет выставку «Законы джунглей» к 150-летию Редьярда Джозефа Киплинга.

 

Для посетителей выставка будет работать с 28 января по 6 марта 2016 года.

 

«Законы джунглей» – крылатая фраза из «Книги Джунглей» Редьярда Киплинга. В современном мире мы используем ее для обозначения особенной жестокости, ситуации, где действует принцип «каждый сам за себя», а сильнейший выживает за счет более слабых. Но такой ли смысл вкладывал знаменитый британский писатель в эти слова?

 

Преисполненные чувством собственного достоинства, глубоким уважением к своим собратьям, почтением к силе, но великодушием к слабости, жители джунглей неукоснительно соблюдают свод своих мудрых и справедливых законов. Те, кто знает и соблюдает закон, находятся в балансе с окружающим миром, они обретают невидимую силу, способную вывести из любой беды. А тех, кто пренебрегает законом, даже самых сильных и мощных, ждет неминуемая гибель.

 

Киплинговед Александр Ливергант в послесловии к «Книге джунглей» издательства «Абрикобукс» развивает мысль, что истории о Маугли можно воспринимать в диапазоне от легенды и притчи, до сатиры в духе Свифта и философского иносказания. Но на выставке «Книгу джунглей» мы будем читать как маленькие дети: увлекаясь сюжетом, яркими характерами и фантастическими образами. Гостям выставки предстоит изучить кодекс чести Стаи, собрать свою собственную книгу законов джунглей, раздобыть красный цветок, встретиться с диких зарослях с самым ленивым, но и самым опасным жителем джунглей и отгадать его таинственные загадки.

 

Впервые в России на выставке представлены оригинальные работы современного испанского иллюстратора, художника-анималиста Анхеля Домингеса. Домингес является последователем английского художника Артура Рэкхема, за иллюстрации к произведениям Киплинга получил премии «Лучшая книга года» и «Лучшая книга для детей» (Испания).

 

Джон Локвуд Киплинг и Алиса Макдональд познакомились во время пикника на берегу озера Редьярд, неподалеку от Бирмингема. Редьярдом назвали они своего сына, родившегося 30 декабря 1865 года уже в Бомбее, куда Дж.Л.Киплинг отправился в качестве преподавателя художественной школы. В Инлии Редьярд провел счастливые годы, полные экзотических видов и образов. Туземные слуги изрядно баловали маленького Редьярда и его младшую сестру, что привело детей к свободолюбивому поведению и тяге к всяким проказам. И особенно контрастной оказалось их дальнейшее детство в викторианской Англии, в частном пансионе Холлоуэев. Шесть лет в пансионе Редьярд едва вынес и потом сказал, что с удовольствием бы сжег дом Холлоуэев и посыпал пепелище солью. Во время дальнейшего обучения уже в Юнайтед Сервис Колледж, выпускники которого поступали в престижную военную академию, у Редьярда обнаружился литературный талант. Его развитию способствовал директор училища и друг семьи Кормелл Прайс. Из-за плохого зрения Редьярд не смог связать свою жизнь с военной карьерой, и отец находит ему работу в газете в Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан).

 

В 1882 году Редьярд Киплинг возвращается в Индию и принимается за работу журналиста. Свой первый рассказ о мальчике-волке – «Братья Маугли» из первой «Книги джунглей» он напишет лишь десять лет спустя по просьбе американской детской писательницы, редактора журнала для детей, автора «Серебряных коньков» Мэри Э. Мейп-Додж. Последний рассказ для второй «Книги джунглей» был написан через два с половиной года, в марте 1895 г.

 

«Книга джунглей» принесла автору наибольшую известность. Не напиши Киплинг ничего более, он бы прославился ничуть не меньше. Но мы также любим автора за его рассказы о животных, о любопытном слоненке, кошке, гулявшей сама себе, китах, носорогах и черепахе, которые вошли в сборник «Сказки и просто так» (Just So Stories). Продвинутые читатели должны также вспомнить «Кима», «Отважных капитанов» и «Свет погас».

 

Каждое слово Киплинга Британия ценила буквально на вес золота: он получал неслыханно щедрые гонорары — по шиллингу за слово. Когда он умер, гроб, накрытый британским флагом, несли премьер-министр Стенли Болдуин и Бернард Лоу Монтгомери, впоследствии фельдмаршал. Деятели литературы и искусства прийти на похороны не сочли нужным (или возможным), давно осудив Киплинга как «поэта казармы», «барда империализма» и «литературного хулигана».

 

Споры о Редьярде Киплинге ведутся и сегодня, а сборники его произведений по традиции завершаются стихотворением «Просьба», последние строки которого:

 

Расспрашивайте у меня.

Лишь у моих же книг.

 

Студия «Сказка выходного дня» подготовила в рамках выставки программу литературных, художественных и театральных занятий для детей 5–12 лет и их родителей. Совместно с Государственным биологическим музеем им. Тимирязева студия проведет также серию лекций о флоре и фауне индийских джунглей. Для участия в занятиях требуется предварительная запись. Ознакомиться с расписанием можно на сайте ГЛМ.

 

Студия «Сказка выходного дня» благодарит компанию DAISY за помощь в создании игровых декораций к выставке. Торговая марка DAISY уже более 17 лет активно занимается разработкой и производством под собственным брендом изделий для новорожденных и детей младшего возраста.

 

Адрес студии «Сказка выходного дня»:

пр-т Мира, д.30, Музей Серебряного века, 3 этаж.

 

Запись на занятия:

тел. 8 962 956-28-37 Наталья Ласточкина, администратор

тел. 8 909 980-05-43 Наталья Смыслова, преподаватель

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Музей Серебряного века
г. Москва, Проспект Мира, 30
Дата проведения:
Сейчас
Время:
11:00-18:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 680 — 86 — 83
E-mail:
pressa-goslitmuz@yandex.ru
Сайт:
http://www.goslitmuz.ru/museums/muzey-serebryanogo-veka/
Источник

Добавить комментарий