Выставка живописи и графики Ивана Батюшке

Виставка живопису та графіки Івана Батечка

Виставка живопису та графіки Івана Батечка

7 апреля 2016 г. украинскому художнику Ивану Васильевичу Батенька (1926 – 1981), исполнилось бы 90 лет. С 1969 г. его творческая биография связана с заповедником «София Киевская», где он работал до последних лет своей жизни, создавал дизайн информационных буклетов и афиш, оформлял издания-путеводители по заповеднику и написал большое количество станковых живописных произведений, посвященных архитектурным памятникам Софийского ансамбля.

Данный выставочный проект, первый персональный за последние двадцать лет, призван почтить память мастера, познакомить с разными гранями его таланта, который нашел проявление в печатной графике (ксилографии, линогравюре), в графической миниатюре, книжной графике и плакате, акварельной и масляной живописи. Изюминкой выставки являются авторские ксилографічні доски, экспонируемые рядом с печатными оттисками.

Иван Батюшка родился в селе Рудня (ныне – Киевская обл.), после семилетней школы начал посещать художественные студии киевских мастеров Г. Светлицкого и Ф. Коновалюка, прошел II мировую войну, а после нее вплоть до 1962 г. продолжал получать художественное образование в Одессе, Харькове и Киеве. С 1960 г. принимал активное участие в городских, республиканских и всесоюзных художественных выставках. В 1962 г. стал преподавателем в своей альма-матер — Киевском художественном институте, а с 1963 г. – членом Союза художников Украины.

Имя Ивана Батюшку, одного из ярких представителей киевской школы графики, мастера ксилографии, цветной линогравюры, графической миниатюры и книжной графики, сегодня находится несколько в тени знаменитых графиков-современников: А. Базилевича, Г. Якутовича, А. Губарева. Однако это не уменьшает его значения в истории украинской графики. Ученик А. Пащенко, И. Батюшка развил достижения учителя в области линогравюры, уделив в композиции больше внимания роли пятна, чем линии, поиска яркости и усложненности цветовых сочетаний; а в отличие от уже упомянутых мастеров, произведения которых свойственны отчетливые линейные ритмы в построении пространства и форм, в графике мастера присутствуют более мягкое моделирование, воздушность пространства благодаря оставленным свободным, не прорезанной резцом на поверхности матрицы.

Художник работал в портрете, натюрморте, и самым любимым его жанром был пейзаж, преимущественно городской. В его произведениях, часто объединенных в серии, есть виды Богуслава, Одессы, Судака, Санкт-Петербурга, Москвы, Днепродзержинска. И больше всего работ он посвятил любимому Киеву и его достопримечательностям, среди которых памятники выдающимся деятелям истории и культуры, уголки старого города, парки и дворцы, ансамбли Софии Киевской, Киево-Печерской лавры, Выдубицкого монастыря. К какой бы темы. Батюшка не обращался – его произведения всегда пропитаны лиризмом, гармонией и душевной теплотой. Их настроение соответствует натуре художника, которого вспоминают как скоромную, доброго и порядочного человека.

В фондовой коллекции заповедника пейзажи Софии по численности преобладают изображения других местностей. К воспроизведению софийских достопримечательностей художник обращался начиная со студенчества («Брама Заборовского», 1957; «Трапезная и София Киевская», 1957) в течение всей жизни. В воссоздании сооружений Софии он нередко выбирал фрагментарную композицию, будто любуясь плавными ритмами куполов и фронтонов, красотой лепных деталей. Примечательно, что уголки ансамбля оживляет присутствие людей, от чего изображен мотив превращается в небольшую жанровую сценку («Фрагмент колокольни Софии Киевской», «Брама Заборовского»). В то же время, рисуя пейзажи Киева, автор выбирает панорамную точку обзора, умышленно акцентируя внимание на роли силуэтов древних памятников в формировании ландшафта киевских холмов. Эти утонченные по колориту картины представляют нам художника как мастера станковой живописи.

Экспонируемые на выставке произведения демонстрируют и другие этапы творчества художника. В начале 1960-х, когда украинская общественность отмечала юбилеи Т.Г. Шевченко, И. Батюшка разработал собственную «шевченкиану». Путешествуя связанными с жизнью поэта местами, художник создал в технике линогравюры мягкие по цвету лирические украинские пейзажи (серия «Дорогами Тараса» — «Дорога на зеленую Рощу», «Бульвар Т. Шевченко в сек. Шевченково»). Он увлекался и личностью другого великого поэта – А.С. Пушкина. В первой половине 1970-х гг., посетив пушкинские места на Псковщине, сделал серию экслибрисов на пушкинскую тему. В 1973 г., находясь в творческой командировке в филиале Софийского заповедника – Судакской крепости, И. Батюшка нарисовал серию свежих по восприятию, ярких по цветовой гамме акварелей с видами живописных башен и крепостных стен.

Отдельный интерес на выставке представляют авторские экслибрисы, созданные для художников, искусствоведов, коллекционеров, музейщиков. Как мастер графической миниатюры – книжного знака, художник много лет был членом киевского клуба «Экслибрис», где провел несколько персональных выставок и участвовал в групповых, например, в посвященной 1500-летию Киева – «Вечный Киев». До этой же даты искусствоведы Ю. Беличко и В.Подгора издали книгу «Сквозь века» (1982), куда вошли работы участников выставки, в том числе – несколько произведений И. Батеньки.

Куратор выставки Елена Корусь

Виставка живопису та графіки Івана Батечка
Виставка живопису та графіки Івана Батечка
Виставка живопису та графіки Івана Батечка
Виставка живопису та графіки Івана Батечка
Виставка живопису та графіки Івана Батечка

 

 

Источник

Добавить комментарий