Выставку икон открыли в Черниговском художественном музее

Виставку ікон відкрили у Чернігівському художньому музеї

Виставку ікон відкрили у Чернігівському художньому музеї

16 декабря в 15-00 в Черниговском областном художественном музее имени Григория Галагана будет открыта выставка «СЛОВО И ОБРАЗ. НАРОДНАЯ ИКОНА В УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ».

В экспозиции будут представлены народные иконы второй половины XIX – нач.ХХст. из фондов музея родом с Черниговщины, Киевщины, Сумщины, Беларуси. Подборка включает иконы почитаемых в Украине святых: Св. Николая, Св. Феодосия Черниговского, Св. Георгия Победоносца, Св.Архистратига Михаила, Св.Иоанна Воина, Св.Василия Великого, Св.Параскевы, Св.Варвары, а также иконы богородичного типа и с изображением Иисуса Христа.

Украинская народная икона – особое религиозное и художественное явление, что формировало сакральное пространство бытия этноса. ЕЕ возникновения, бытования и формирования особых черт обусловлены культурно-историческими екзистенціалами, ментальными и мировоззренческими факторами. Народная икона является отражением специфики национального мировоззрения (образа мира), в котором, по концепции проф. В. А. Личковаха, особенности переживания пространства и времени, этнокультурного хронотопа превращается в “святовідношення”, то есть святого отношения к Вселенной.

Виставку ікон відкрили у Чернігівському художньому музеї

Народный иконопись приобретает распространение в Украине на фоне национально-освободительных соревнований и католической экспансии в XVI – XVII веках. Ведущие отечественные историки отмечают, что православная церковь в это время оказалась в катастрофическом и запущенном состоянии, а нетерпимое отношение со стороны католических иерархов к украинских иконописцев повлекло упадок отечественного искусства. Лихолетье войн и восстаний приводили к разрушению церквей, монастырей, а их восстановление требовало существенных усилий. Народные богомазы самостоятельно усвоили иконописную науку и, таким образом, смогли предотвратить потерю этого национального достояния. Икона “всиновлюється” народным искусством путем сложной трансформации в процессе творческого акта, результатом которого является новое произведение, обозначенный рядом признаков изобразительного фольклора. Украинская народная икона за время своего формирования приобрело завершенной и самостоятельной художественной речи, наделенной искренним религиозным переживанием, сложной фольклорной интерпретацией образов, выразительностью особого орнаментально-символическое обрамление.

От начала принятия христианства Киевской Русью и до конца Средневековья носителями веры в церковно-официальном смысле оставался элитарный слой общества, ведь ему было доступно книжное слово, что фиксировало единственно правильные понятия и определения православного вероисповедания. Вне книгами и образованием знакомство простого люда с христианскими догматами привело к ложной, неточной интерпретации и своеобразного понимания вероучения. Именно при таких условиях формировалась особая народная религиозность, которая не всегда совпадала с канонами церкви, поскольку опиралась не столько на Священное Писание, руководство по иконографии, сколько на апокрифы, народные духовные стихи, предания, календарно-обрядовый фольклор. Поэтому понять глубину содержания и особенности формы народной иконы можно только в контексте синтеза знаний отечественной истории, устного поэтического творчества и традиционного искусства. Народноіконописна творчество прежде всего интересна в своих фольклорных проявлениях, которые составляют основу образного потенциала. ЕЕ фольклорно-образные особенности подобные давних кобзарско-лірницьких песен, псалмов и кантов, еще более древних знахарских заговоров.

Экспозиция представляет иконы, по интерпретации образов были приближены к заботам простых людей, по орнаментальным строем органично вписывались в интерьер полесской хаты, наполненной ткаными ковриками, вышитыми полотенцами, рисованной керамикой.

Иконы, создаваемые народными иконописцами, по своим художественным уровнем отличались от произведений ученых ремесленников, и все же пользовались большой популярностью. Конфликт между объединенными в малярные цеха учеными ремесленниками и стихийными «богомазами» и «партачами» касался не только экономических вопросов и иконописных канонов, но и художественной специфики. Творчество внецеховых маляров оставила по себе таких милых нашей украинской души украшенных цветами и «обцяцькованих» Варвар и Параскев, сельских на вид дедов в образах апостолов Петра и Павла, доброго батюшку − Николая Чудотворца, лихого запорожца Юрия Змееборца. Все это отличается от официального церковно-византийского стиля, подобно тому, как различается колоритная народная песня или дума от так называемой книжной литературно-письменного языка. Народная икона – явление коллективно-творческих и индивидуально-творческих результатов. Создатели декоративно-графической и образной основы такой иконы − не крестьяне, и не сельские дьяки, а иконописцы, которые самостоятельно приобрели определенного профессионализма и разработали тот иконографический и декоративно-орнаментальный тип домашней и кое храмовой иконы во многих местностях Средней Надднепрянщины, Полесья, Подолья, Сумщины, Харьковщины. Большинство из них – выходцы из села, но не исключены и представители мещанского и різночинного состояний.

Эти иконы − свидетели важнейших событий в жизни человека: рождение, первой купели, лечение, помолвки, свадьбы, новоселью в новый дом и тому подобное. Следовательно, они были выразителями важнейших потребностей украинцев и выполняли вірозахисну, воспитательную, сакрально-мистическую (медіаторну), оберегов, лечебно-магическую функцию в их общественном и личном пространстве. Кроме того, в народном быту икона приобретала признаков ритуального символа, например: во время обряда очищения роженицы (так называемых «слиток»), благословение молодоженов перед свадьбой, освящение воды при лечении больных, шептания от «сглаза» (сглаза) под образами и тому подобное. Знаковым является то, что ритуалы первой купели и прощание с умершим происходили под божницей в святом углу, где парадоксальным образом жизнь и смерть максимально сближаются и перетекают одно в одно.

Народная икона и та среда, частью которого она была, еще не так давно составляли реалии живой действительности, крестьянского культурного пространства. Объективные, а иногда субъективные причины вытолкнули ее из села, которое начало разрушаться, терять культурные традиции.

А тем временем народная икона возрождается в Украине, но уже не как элемент божественной онтологии, а как исторический символ духовности отечественной культуры и украинской ментальности.

 

Пономаревська Елена — заместитель директора по научной работе.

Источник

Добавить комментарий