Выставку к годовщине Чернобыля развернули в музее в Кропивницкому

Виставку до роковин Чорнобиля розгорнули в музеї у Кропивницькому

Виставку до роковин Чорнобиля розгорнули в музеї у Кропивницькому

26 апреля 2017 года в областном художественном музее развернута выставка «Чернобыль: прошлое, современное, будущее», приуроченная к печальной дате – 31-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, которая стала, без преувеличения, глобальной экологической, экономической, социальной и демографической катастрофой ХХ века, последствия которой мы ощущаем до сих пор и скорее всего, на мнение специалистов, будем испытывать и в дальнейшем.

Даже для развитой страны с мощным материально-техническим ресурсом преодолеть порожденные Чернобылем проблемы очень непросто. Что уже говорить об Украине, объявив курс на евро интеграцию, на практике упорно продолжает придерживаться латиноамериканского курса, в том числе и в вопросе отношения к жизненным проблемам простого человека, который не имеет чести принадлежать к политическому бомонду, или силовых структур этого государства. Чтобы в этом убедиться достаточно просто пообщаться с героями-чернобыльцами, которые спасли не только украинцев, но и весь мир от неминуемой гибели, выслушать их проблемы и вполне справедливые обиды на страну, которая вспоминает о них только два раза в год — во время официальных торжеств по случаю очередной годовщины Чернобыльской катастрофы и чествования самих чернобыльцев, что уже давно приобрело вид фарса. Оно и понятно, ведь положить цветы к памятнику и сказать красивые слова гораздо проще, чем обеспечить реальные льготы и цивилизованное медицинское обследование и лечение для чернобыльцев.

Виставку до роковин Чорнобиля розгорнули в музеї у Кропивницькому

Горько осознавать, что Чернобыль стал одним из символов Украины, но не тем, что дает нам основания гордиться своей родиной, а наоборот – поводом для стыда перед цивилизованными странами за свою никчемность и варварство. Положительным здесь можно считать только то, что Чернобыльская катастрофа стала позорным поражением советской системы перед природой, которая не прощает дерзости тем идиотам, которые решили ее покорить, вместо того, чтобы научиться жить с ней в гармонии и согласии. В очередной раз вспоминаю слова известного французского писателя Жюля Верна, который на вопрос журналиста, разделяет ли он мнение тех, кто утверждает, что человек это «царь природы» ответил: «Ни в коем случае! Человек – это дитя природы, к тому же – неразумное дитя!». Но к мнению таких умных людей тогда мало кто прислушивался, ведь рядовому гражданину так хотелось почувствовать себя «царем природы».

Виставку до роковин Чорнобиля розгорнули в музеї у Кропивницькому

Особенно маразматических масштабов тезис о «царей природы» достигла именно в Советском Союзе, и даже массовая гибель этих «царей» в сталинских лагерях не в силах была вернуть людям здравый смысл. Игнорировались и считались антисоветскими предостережения не только иностранных, но и некоторых советских специалистов относительно обратной стороны научно-технического прогресса и возможных последствий рискованных экспериментов с «мирным атомом». Можно даже вспомнить в этом смысле культовый советский фильм «Девять дней одного года» (1962) о ученых-смертников. Но советский зритель (особенно женская аудитория) сконцентрировал свое внимание на любовной линии этого замечательного фильма, а главная его идея – цена человеческой жизни, к величайшему сожалению, была проигнорирована.

Через большое количество жертв и разрушительные последствия Чернобыль часто вызывает ассоциации с войной, как и сами понятия и определения, порожденные этим бедствием – «Послечернобыльскому поколение», «Дети Чернобыля» (сравните — послевоенное поколение, дети войны). А проблема переселенцев из Чернобыльской зоны Вам ничего не напоминает?

Сухая статистика Чернобыльской катастрофы, как и статистика войны, не учитывает горя отдельно взятого человека, членов его семьи, возлюбленной и тому подобное. Она просто озвучивает следующие данные – жертвами «мирного атома» стали более трех с половиной миллиона человек, из которых полтора миллиона – дети. Одни сразу приняли мученическую смерть, другие навсегда остались калеками, инвалидами, неизлечимо больными. Фактически те или иные проблемы со здоровьем имеют все, кто имел несчастье родиться после Чернобыля, невольно став представителем «послечернобыльского поколения» с соответствующими последствиями. В свое время весь мир был шокирован результатами исследований японских ученых, которые доказали, что каждое новое поколение, рожденное после Чернобыля, будет хворішим за предыдущее, очертив тем самым довольно печальные перспективы для человечества. Поэтому не надо удивляться, что неизменной и страшной тенденцией остается рост количества заболеваний щитовидной железы, онкологических заболеваний, аллергических проявлений и тому подобное.

Кстати, автор этих строк, как и некоторые члены его семьи, тоже «получил удовольствие» ощутить на себе «эхо Чернобыля» в виде обострения хронической болезни.

Не следует забывать также о страшные губительные последствия Чернобыльской катастрофы для украинской флоры и фауны, что нашло, в частности, свое проявление в необратимых мутационных процессах. Оно и не удивительно! Ведь только на севере Украины радиацией было загрязнено более пятидесяти тысяч квадратных километров земель, в результате чего произошла массовая гибель хвойных растений, микроорганизмов, обитающих в почве, млекопитающих, потеря у растений и животных репродуктивной функции, особенно в зоне повышенного облучения на расстоянии 20 -30 кілометріввід ЧАЭС. Поэтому не случайно, ученые, эксперты и неравнодушные представители различных организаций из многих стран мира, пытаются привлечь внимание к нерешенным чернобыльских проблем, прогнозируя катастрофические последствия планетного масштаба.

Сейчас важно осознавать, что Чернобыль это неотъемлемая составляющая нашей жизни, которая постоянно напоминает о себе многочисленными проблемами в судьбах миллионов людей. Поэтому цель развернутой в Музее искусств выставки как раз и заключается в том, чтобы средствами изобразительного искусства напомнить людям об ужасных событиях весны 1986-го года, заставив в очередной раз задуматься над страшной цене научно-технического прогресса и предостеречь от повторения подобных катастроф, которые могут привести к полному уничтожению человеческой цивилизации.

Еще одним названием развернутой в музее выставки к 31-й годовщине Чернобыльской катастрофы могла бы стать название кировоградского мастера », созданная, кстати, в год аварии на ЧАЭС.

» (1985) напоминает нам о подвиге пожарных – людей, которые первыми вступили в бой с Чернобыльским бедствием. Приятно осознавать, что и кировоградская область внесла весомый вклад в ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС, послав туда 20 тысяч своих лучших сынов и дочерей – пожарных, медработников, милицию и тому подобное. Это им, героям и великомученикам, человечество должно быть всегда благодарным за свое спасение.

Поражает «» (1994), которая красноречиво иллюстрирует худший вариант развития событий вследствие потери контроля над «мирным атомом», показывает обратную сторону научно-технического процесса. Это – предостережение, призыв быть бдительными и не допускать приоритета научно-технических достижений над моральным совершенствованием человека и развитием его сознания.

Талантливым отражением Чернобыльской зоны как депрессивного региона является картина«» (2006), которая показывает не только страшные разрушительные последствия экологической катастрофы, но и обреченность пожилых людей, которые остались жить в своих домах, отказавшись от переселения.

Не оставляет равнодушным и работа (2008)», которая напоминает кадры военной хроники, или сцену одного из американских фильмов про апокалипсис. На темном фоне картины изображены люди в спецодежде, которые вступили в поединок с мятежным «мирным атомом», следы разрушения, транспорт, что был привлечен к ликвидации последствий аварии и вывоз людей из загрязненной зоны и тому подобное. Это произведение является очередным предостережением для тех, кто предпочитает научно-техническому прогрессу над нравственно-духовным совершенствованием человека и до сих пор не отказался от бесовской идеи стать «царем природы» вместо того, чтобы научиться жить с ней в согласии.

 

Источник

Добавить комментарий