Выставку «Семейное Рождество» презентовали в Днепре

Виставку «Родинне Різдво» презентували у Дніпрі

«Семейное Рождество» – выставка о том, как переживают Рождество художники разных поколений, объединенные одной семьей. Выставка – не образовательная, не обрядовая, этнографическая. Она – о глубинном ритуал Рождества, ритуал рождения, ритуал духовного напряжения. Выставка об отношении к Богу и о Боге в себе.Здесь Вы не увидите канонических сюжетов или традиционной трактовки образов, не увидите иконописи в привычном значении этого слова. Мать с младенцем, дары для новорожденного, вспышка звезды в небе над городом, ангелы над степью, семья с ребенком, семья за столом, вертепные персонажи.

Каждый в этой семье переживает Рождество по-своему, но одновременно и совместно, так же и каждый имеет собственный опыт празднования Рождества.

В далеком голодном детстве и юности в 1930-х годах Виктор Лобода (1911-1991) не пробовал двенадцати блюд, а затем в годы тоталитарной идеологии и практики приходилось прятаться на маленькой кухне чтобы съесть кутью. Однако его творчество насквозь пронизано духом Рождества. Ведь ничто, кажется, не побудило советского рабочего к творчеству, а он все же создал собственный мир, свой знак Украины, спасся от серости, возродился. Он заложил традицию творчества для семьи на много лет вперед, выкопал тот колодец, из которого черпать много поколений.

Владимир Лобода (1943 г. н.), рожденный в военное лихолетье, часто вспоминает о магии Рождества на Полтавщине у дедушки и бабушки в конце 1940-х, когда теми гоголевским селами еще ходили колядовщики с вертепами, когда дверь мазанки открывали для молодежи, которая прославляла рождения Христа. Уже позже, в конце 1970-х, художник ввел в своей семье ежегодный предрождественский ритуал изготовления поздравительной открытки с сюжетами рождения Сына Божьего. Его произведения на рождественскую тематику полны трагизма и надежды, тепла и тревоги одновременно. Художник изображает Матерь Божию и Христа как совершенную «архитектуру» земной любви и радости. Его живописные произведения на эту тематику – сложные и мистические, его цвет и пластика – лаконичные и выразительные.

Дочь служащего Людмилу Лободу (1945 г. н.), рожденного далеко от Днепра, в детстве не учили колядки. Да и после возвращения на родину своих предков, в Украину, также не было причины праздновать Рождество. Однако встреча с Владимиром Лободой и совместная работа привели супругов к этому празднику. Уже в середине 1980-х, во Львове, когда в воздухе запахло свободой, Людмила делала рождественские открытки, печатая гравюры большими тиражами, даря их близким и знакомым, тем самым продолжая традицию різдв’яної карты, которая существовала в Галиции в начале ХХ века.

Юность Соломии Лободы (1973 г. н.) припалана бурные времена возрождения Украины в конце 1980-х во Львове. «Общество Льва» и его первые вертепы, изготовление «машкар» для них, путешествия родными степями с родителями, первые коляды в Лободів во времена, когда еще боялись впускать в дом вертепников. Тогда же, за живыми впечатлениями, Соломия создала свой неповторимый цикл «Вертеп». И сейчас, на протяжении многих лет, она изготовляет вертепные куклы, одежда и маски для домашнего театра.

Андрей Кись (1972 г. н.), родившись в далеком подольском селе, вспоминает дух Рождества внутри 1970-х, когда его дедушка, директор школы, стоял на входе в сельской церкви и направлял детей к «алтарем» храма, пряча их от недремлющего ока «органов». Когда священник Станчак, старый лемко, выходил на крыльцо и созвал к ужину свою семью, когда малые дети наперегонки бежали к конюшне, чтобы накормить теленка только что испеченным пирогом.

Варвара (2005 г. н.) и Теодор (2008 г. н.) Кись-Лебеды, рожденные в независимой Украине, органично впитали дух и ритуал Рождества. От трехлетнего возраста они принимают участие в семейных вертепах, поют колядки, декламируют щедривки, рисуют сюжеты о рождении Христа. Их детство не омрачено никакими идеологическими запретами и условностями.
Источник