Выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы»

  • Выставочный проект «Александр Лабас.<span id= Отзвуки Хиросимы»» />
  • Выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы»
  • Выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы»
  • Выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы»
  • Выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы»

 

 

 

Выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы» пройдет с 25 августа по 18 сентября 2016 года в Государственном музее Востока.

 

Выставка включает около 30 работ Александра Лабаса из собрания семьи художника. Центральное место в экспозиции займёт редкая серия из 23 акварелей, написанных в период с 1957 г. до начала 1970-х гг., большинство из которых экспонируется впервые.

 

Эти работы навеяны отзвуками страшной трагедии японских городов, разрушенных американскими ядерными бомбами. Трагедии, с новой силой, проявившейся спустя десятилетие после атомных бомбардировок 1945-го, когда людей, переживших катастрофу, накрыла очередная вспышка лучевых заболеваний. Участники московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года уделяли тогда много внимания этим проблемам.

 

Не смог пройти мимо злободневной темы и художник-романтик Александр Лабас, создавший цикл акварелей, в которых с потрясающей силой и мощью воплотил свою боль, скорбь и сочувствие жертвам едва ли не самой страшной драмы ХХ века. Названия работ говорят сами за себя: «Ужас Хиросимы», «Среди огня», «Взрыв», «Смерть», «Обреченная».

 

Здесь вполне реальные люди с остекленевшими глазами, гипертрофированно увеличенными стеклами очков, равнодушные и сосредоточенные на выполнении «задачи», – несут смерть, ассоциируются с самой смертью (такое название и дал им художник). Напротив, лицо жертвы – матери, держащей на руках мёртвого ребенка, застыло в немом крике, а впалые глаза-глазницы расширены от ужаса. Выразительны и экспрессивно написанные лица подвергшихся атаке – воздетых в негодовании или в мольбе к небесам, или же разведенных в бессильном отчаянии. А небо, окутанное чёрным дымом от взрывов, озаряется всполохами огненных пожарищ и зарниц. Очевидец и участник обороны Москвы (в 1941 г. Лабас дежурил на крышах, гасил фугасные бомбы во время авианалетов), художник хорошо знал, что означает бомбардировка города с воздуха. В «Отзвуках Хиросимы» ядерный взрыв подобен космической катастрофе, Апокалипсису, трагедии поистине Вселенского масштаба, где «небеса расплавились в огне» (А. Ахматова). Люди превратились в тени, силуэты… Нет характерных особенностей, примет японских городов – это общечеловеческая беда. В зависимости от сюжетной линии, условно серию можно разделить на 3 части: кабины бомбардировщиков, горожане, подвергшиеся бомбежке и пространство умирающих от последствий ядерного удара. Художник, находясь в постоянном творческом поиске, создал несколько вариантов каждой темы.

 

Лабаса как художника всегда отличала повышенная эмоциональность – недаром он так тяготел к экспрессионизму. Но серия, посвященная Хиросиме, в смысле концентрации авторских чувств, превосходит все мыслимые пределы.

 

Художественный катарсис здесь достигает вершины, максимума, апогея. Искусствоведы 60-х годов по силе воздействия на зрителя даже ставили «Хиросиму» выше «Герники» Пикассо, написанной по схожему поводу.

 

Серию отличает предельный лаконизм и метафоричность. Художник не старается воспроизвести документальную историю, а как истинный классик авангарда основывает повествование на символах, ассоциациях и обобщениях. Все образы переданы через все тот же непревзойденный чисто лабасовский фирменный цветосвет — придающий изображению динамику и буквально убивающий наповал высочайшим драматизмом.

 

Александр Лабас – яркий представитель русского авангарда первой половины ХХ века. Его путь в большое искусство начался в легендарном ВХУТЕМАСе, где он учился у выдающихся мэтров современной живописи – Малевича, Кандинского, Лентулова и других. В 1920-е-30-е годы Лабасу удалось сформировать свой собственный живописный стиль – острый, динамичный, со свободной, несколько эскизной и синкопированной манерой письма. Его излюбленной темой стал современный транспорт: он писал поезда, трамваи, автомобили, эскалаторы метро. Но особое место в творчестве Лабаса занимает авиация с ее стихией неба и воздуха.

 

Когда в середине 30-х годов в СССР сменилась официальная идеология, всех авторов, кто не укладывался в прокрустово ложе «социалистического реализма», где главным считалось «понятное народу» содержание, а не качество живописи, объявили формалистами. Среди них, естественно, оказался и Александр Лабас. Вплоть до начала хрущевской оттепели для художника были закрыты все официальные выставочные площадки. Он вынужден был работать «в стол» – в основном в излюбленной технике акварели, откликаясь на все исторические события, которые происходили у него на глазах.

 

После «Хиросимы» Александр Лабас в качестве альтернативы теме катастрофы и катаклизма создал несколько произведений, посвященных борьбе за мир. Сегодня нас не может не восхищать тот яростный, неистовый, пылающий накал гражданской и человеческой страсти, воплощенный Александром Лабасом в этих произведениях. Художник через десятилетия, в дни печальной годовщины так своевременно и кстати напоминает нам о том, что чужих Хиросим не бывает.

 

Кураторы: Алиса Лабас, Млада Хомутова.

 

Открытие: 25 августа 2016 года в 18.00.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Государственный музей Востока
119019, г. Москва, Никитский бульвар, д.12а
Дата проведения:
25 августа 2016 — 18 сентября 2016
Время:
11:00-20:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 691 — 02 — 12
E-mail:
info@orientmuseum.ru
Сайт:
http://www.orientmuseum.ru/
Источник

Добавить комментарий