Выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII — начала XIX века»

  • Выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII - начала XIX века»
  • Выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII - начала XIX века»
  • Выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII - начала XIX века»
  • Выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII - начала XIX века»

 

 

 

С 30 апреля 2015 года Московский государственный объединенный музей — заповедник открыл в Театральной школе в Люблине выставку «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века».

 

Подмосковная усадьба Люблино, входящая в состав Московского государственного объединенного музея — заповедника, некогда принадлежала Николаю Алексеевичу Дурасову, оригиналу и хлебосолу, известному богатею, славившемуся на всю Москву своим необыкновенным гостеприимством. Его великолепный усадебный дом, построенный с дворцовым размахом, был возведен в 1801 году по проекту архитектора И. В. Еготова, одного из лучших учеников М. Ф. Казакова. Усадьба интересна не только своим оригинальным и хорошо сохранившимся домом-дворцом, но и отдельно расположенными от дворца зданиями Театра и Театральной школы. Включение в архитектурный комплекс усадьбы изысканного здания Театральной школы – явление уникальное для России конца XVIII века. Даже в  подмосковном Останкине графа Н. П. Шереметева, которое славилось своим крепостным театром и серьезным профессиональным обучением крепостных, не существовало отдельного здания Театральной школы.

 

Здание Театральной школы по архивным сведениям было построено еще  во второй половине XVIII столетия прежним владельцем усадьбы В. П. Прозоровским. В 1801 году, одновременно со строительством главного усадебного дома — дворца Н. А. Дурасова, здание школы было перестроено и приобрело стилистическое созвучие со всем комплексом усадьбы. Судя по первым чертежам 1801 года в композицию школы входили два отдельно стоящих одинаковых флигеля, соединенных между собой двойной колоннадой. Фасады флигелей были выполнены в характерном для конца XVIII – начала XIX века классическом стиле. В их оформлении  использовались те же приемы, что и в архитектурном решении дворца — тройные венецианские окна, с полуциркульным окном над ними во втором этаже и с акцентами в виде сдвоенных пилястр в нижнем этаже. Фасады обоих флигелей были украшены рельефами с изображением «танцующих фигур». Двойная колоннада, соединяющая два здания, придает им ландшафтный характер и вторит мотивам главного дома. Таким образом, здание гармонично вписывается в общий ансамбль усадьбы, являясь важнейшей составной частью архитектурного и садово-паркового ансамбля Люблино.

 

Расположенное близко к главному дому усадьбы, здание школы начинает ряд построек, выстроенных в линию вдоль въездной аллеи. Школа, помимо своего прямого назначения, использовалась также и как жилое помещение для крепостных актеров Н. А. Дурасова, в ней располагались театральные гримировочные.

 

До нашего времени не дошли материалы по истории крепостного театра Н. А. Дурасова, и мало того, сведения о самом владельце крайне скудны. Поэтому организованный в здании Театральной школы выставочный проект основывается на подлинных иконографических, графических, живописных, печатных, исторических и мемориальных памятниках из фондов Музея — усадьбы Останкино, Московского государственного объединенного музея — заповедника и на предметах из Галереи «Три Века». Сохранившийся в Музее — усадьбе Останкино богатый иконографический материал по истории одного из наиболее прогрессивных и совершенных крепостных театров России — театра графов Шереметевых, а также театра Апраксина в усадьбе Ольгово (отдельные предметы театрального реквизита) позволяют создать некий собирательный образ крепостных театров Москвы и Подмосковья. Организаторы выставки попытались показать те невидимые постороннему наблюдателю процессы, которые всегда предшествовали в усадьбе всякому великолепному действу и грандиозному представлению.

 

Экспозиция базируется на письменных источниках и графическом материале, касающихся устройства и организации театров Шереметевых, партитурах, рукописных и печатных нотах. Также она основывается на музыкальных инструментах и книгах по театральной тематике, эскизах театральных декораций и костюмов, аксессуарах моды, в особенности такого емкого в стилевом  и игровом отношении аксессуара театрального костюма, как веер и его разновидности — ручного экрана, на картонных щитках которых, согласно традиции XVIII века, изображались театральные персонажи, фрагменты партитур или текстов театральных постановок.

 

Немаловажная роль отводится и подлинным предметам мебели русского классицизма из фондов двух музеев. Они не только удачно “прижились” в небольших служебных интерьерах Театральной школы, но и способствуют созданию впечатления особой достоверности  экспозиции, показывающей образ жизни и творческую деятельность крепостных актеров.

 

Сроки работы выставки: с 30 апреля 2015 г. по 30 декабря 2016 г.

 

Стоимость посещения по категориям посетителей: основная – 100 рублей, льготная – 50 рублей, специальная –  бесплатно.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник в Люблино
г. Москва, ул. Летняя, дом 1, корп. 1
Дата проведения:
Сейчас
Время:
10:00-18:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (499) 722 — 71 — 89
E-mail:
mgomz-lublino@mail.ru
Сайт:
http://mgomz.ru/
Источник

Добавить комментарий