Выставочный проект «Квартирный вопрос»

  • Выставочный проект «Квартирный вопрос»

 

18 ноября 2016 в Доме И. С. Остроухова откроется выставочный проект «Квартирный вопрос».

 

Выставка «Квартирный вопрос» посвящена литературному быту и творчеству русских писателей советского периода. Уже с начала 1920-х годов произошли коренные изменения в отношениях государства и писателей – началось так называемое «огосударствление» литературы. Этот процесс был завершен в середине 1930-х годов, когда после Первого съезда советских писателей литературная профессия обрела официальный государственный статус. Возникла своеобразная субкультура, сообщество «советских писателей», кардинальные изменения произошли не только в издательской сфере, в области цензуры, но и самих бытовых условиях жизни и творчества литераторов. Именно особенностям повседневной жизни писателей посвящена выставка, авторы стремятся установить связь между параметрами быта и устоями творческого бытия.

 

Границы корпорации советских писателей не были установлены раз и навсегда, неоднократно подвергались пересмотру. Из числа официально признанных властью литераторов немедленно вычеркивались те, чьи произведения шли вразрез с канонами соцреализма, а также литераторы, подвергшиеся репрессиям либо покинувшие пределы страны. Выставка должна стать не только весомой культурной акцией, но и шагом на пути воссоздания подлинной истории русской литературы советской эпохи – той истории, где нашлось бы место и официально признанным литературным вождям, и погубленным режимом гениям, и эмигрантам всех волн.

 

В советское время литература была отраслью народного хозяйства и формой служения социалистическому строительству, а значит, подчинялась общим правилам государственного контроля.

 

В 1929 году было закрыто последнее частное издательство – «Петрополис». После Съезда писателей в 1934 году разнообразие литературных направлений и групп сменяется единообразием: в качестве основного творческого метода утвержден социалистический реализм. Была создана индустрия привилегий для «инженеров человеческих душ», система рычагов поощрения и давления, среди которых особую роль играло распределение жилья. Писательские квартиры появились в Доме Герцена («Грибоедове») на Тверском бульваре, д. 25, в Общежитии молодых писателей на Покровке, д. 3, в Лаврушинском пер., д. 17, наконец, были заселены дачи в переделкинском поселке писателей.

 

Литературная иерархия отличается двойственностью. Следование новым правилам сулило тиражи, гонорары и премии. Но и фаворитам не были даны гарантии свободы и безопасности. Противостояние новому порядку обрекало на отлучение от издательств, бездомность, гонения, а нередко и гибель.

 

«Нашу художественную совесть все время насилуют, наше творчество все больше становится двухэтажным; одно пишем для себя, другое – для печати», – писал В. В. Вересаев в письме Правительству.

 

Вопрос быта нередко становится темой художественных произведений: знаменитая квартира № 50 на Большой Садовой (коммунальное жилье М. А. Булгакова), «воронья слободка» из романа «Золотой теленок» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, коммунальные квартиры из рассказов М. М. Зощенко.

 

Бытовые лейтмотивы эпохи: коллективное проживание, общежитие, «уплотнение», превращение дома в коммунальную квартиру. Дом – частное пространство, в ходе уплотнений и переселений разрушенное. Эпоха врывается в дом, переворачивая белье и бумаги, не оставляя возможности защититься от постороннего вторжения. «Обведите свой дом – межой, Да не внидет в него – Чужой», – писала в 1918 году М. И. Цветаева. Рядом оказались люди разных социальных слоев, с разным образованием, привычками: так, З. Н. Гиппиус писала в дневнике о страхе А. А. Блока, что «к нему в кабинет вселят красноармейцев». Перемешались вещи дореволюционной обстановки и «товары массового потребления», дорогая мебель и грязные кастрюли, вольтеровские кресла и жестяные чайники.

 

Хронологические рамки выставки – от 1920-х до 1970-х годов: от деятельности А. В. Луначарского на посту наркома просвещения до снятия с поста главного редактора журнала «Новый мир» А. Т. Твардовского. Как в это время соотносятся домашний обиход и литературный процесс, поэтика и линия партии, творческие принципы писателя и его бытовые обстоятельства – эти вопросы оказываются в центре внимания.

 

На выставке представлены подлинные вещи писателей разного статуса: от А. А. Фадеева и А. Т. Твардовского до О. Э. Мандельштама и М. И. Цветаевой. Пространство выставки разграничено перегородками-инсталляциями, выстроено как система литературных и биографических пересечений и столкновений.

 

Автор идеи: Д. П. Бак

Кураторы выставки: Э. Д. Орлов, А. Э. Рудник, Г. С. Зобин, В. Г. Крижевский

Даты проведения: 18 ноября 2016 – 26 февраля 2017

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Дом И.С. Остроухова
121069, г. Москва, Трубниковский переулок, 17
Дата проведения:
Сейчас
Время:
11:00-18:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 695 — 46 — 18
E-mail:

Сайт:
http://www.goslitmuz.ru/museums/dom-i-s-ostroukhova-v-trubnikakh/
Источник

Добавить комментарий