Вывод ВОО «Союз археологов Украины» относительно проекта Закона Украины «Об охране и сохранения недвижимого культурного наследия»

Висновок ВГО «Спілка археологів України» щодо проекту Закону України «Про охорону і збереження нерухомої культурної спадщини»

Мы внимательно ознакомились с опубликованным на веб-сайте Министерства культуры Украины проектом Закона Украины «Об охране и сохранения недвижимого культурного наследия». Соответствующий законопроект уже стал предметом критики в экспертной среде, прессе и социальных сетях.

Не имея целью повторять общую критику концептуальных основ, политического подтекста и технического исполнения представленного проекта, должны обратить внимание на ряд вопросов, оставленных в тексте проекта без внимания, зато имеют решающее значение для сферы деятельности нашего союза.

В настоящее время вопросы охраны археологического наследия урегулированы, прежде всего, двумя законами: Законом Украины «Об охране культурного наследия» и Законом Украины «Об охране археологического наследия». В то же время закон Украины «Об охране культурного наследия» содержит ряд норм в отношении регулирования вопросов археологической области, которых нет в специальном законе. Речь идет прежде всего о положениях ст. 17, 31, 35 и 37, Закона Украины «Об охране культурного наследия». Представленным Министерством культуры Украины законопроектом предусматривается отмена всего Закона Украины «Об охране культурного наследия», но полноценной замены этим нормам не предлагается.

Так, ст. 17 действующего Закона Украины «Об охране культурного наследия» предусмотрено . Эта норма лишь отрывисто компенсируется в ст. 52 нового проекта, где указано, что памятники недвижимого культурного наследия, кроме памятников археологии, памятников, внесенных в Список всемирного наследия и памятников национального культурного достояния, могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. При этом не указывается, какие же из этих форм собственности допустимые для памятников археологии.

Подобная ситуация имеет место со , который пока регулируется прежде всего ст. 31 Закона Украины «Об охране культурного наследия». Соответствующий статус требует детализации на подзаконном уровне путем утверждения Кабинетом Министров Украины соответствующего порядка, о чем указывается в соответствующей статье. При этом соответствующий порядок за много лет так и не было принято. В новом же проекте нет даже определения охраняемых археологических территорий, хотя они неоднократно упоминаются в тексте.

Обходится новым законопроектом и . Это определенным образом регулируется Законом Украины «Об охране археологического наследия», но соответствующее регулирование носит несколько половинчатый характер. В частности в Законе Украины «Об охране археологического наследия» не раскрывается статус квалификационной рады по вопросам выдачи квалификационных документов (открытых листов, которые удостоверяют квалификацию археологов и являются обязательными для дальнейшего получения разрешения на проведение археологических исследований. Дело в том, что на момент принятия этого закона открытые листы выдавались Институтом археологии НАН Украины. Впоследствии изменениями к Закону Украины «Об охране культурного наследия» эту функцию было передано квалификационной раде как независимому коллегиальному органу, но соответствующих изменений в Закон Украины «Об охране археологического наследия» внесено не было. Только недавно, ввиду неутверждения Кабинетом Министров Украины положения о квалификационной совет, как этого требует закон, изменениями в ст. 12 Закона Украины «Об охране археологического наследия» было предусмотрено, что соответствующая квалификационная совет формируется Институтом археологии НАН Украины.

Заключение может иметь негативные последствия отсутствия в новом законе нормы, аналогичной положению ч. 3 ст. 37 Закона Украины «Об охране археологического наследия», где указывается, что при отводе земельных участков необходимой является защита . Несмотря на неоднократные изменения в сторону ограничения этой нормы, она остается основой превентивных археологических исследований в Украине. В ч. 9 ст. 22 нового проекта взамен указывается: «с целью защиты объектов недвижимого культурного наследия , сохранение традиционного характера среды зон охраны памятников (буферных зон), исторических населенных мест в границах территорий памятников (выявленных памятников), их охранных (буферных) зон, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, охраняемых археологических территорий, осуществляются при наличии разрешения, выдаваемого в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» на основании согласованной с соответствующим органом охраны культурного наследия научно-проектной документации. То есть эта норма в итоге охраняет только зарегистрированные достопримечательности и лишь от строительных работ, которые являются одной из главных, но далеко не единственной угрозой для археологического наследия.

Законопроект в целом оставляет гораздо меньше возможностей для охраны незарегистрированных объектов культурного наследия. Для археологической сферы это повлечет крайне негативные последствия, ведь памятники археологии спрятаны под землей и под водой. Этим ускладняється их обнаружения, а определение точных границ для постановки на учет требует значительного финансирования. Так, на сегодня в Государственный реестр недвижимых памятников Украины формально включено лишь несколько сотен археологических памятников, хотя их известно несколько десятков тысяч, а значительная часть еще только ждет свое проявление, с другой стороны не снимает с нас обязанности сохранить эти памятники для следующих поколений.

Мы понимаем, что оптимальное решение большинства затронутых нами проблем должно лежать в плоскости внесении изменений в Закон Украины «Об охране археологического наследия», впрочем законопроектом, который в основном пытается вынести за скобки вопросы археологии, не предлагается никаких изменений к этому закону, что неизбежно создаст пробелы в правовом регулировании.

Должны констатировать и тот факт, что работа над проектом Закона Украины «Об охране и сохранения недвижимого культурного наследия», несмотря на его определяющий характер для всей памятникоохранной системы, осуществлялась в непубличный образ. Несмотря на предварительные договоренности, к разработке проекта были привлечены представители нашего союза. Вместе с тем мы, даже в ущерб перспективам собственных законопроектных наработок, всегда были конструктивно настроены относительно согласования наших позиций с Министерством культуры Украины и объединение усилий ради реформ, в которых так нуждается наше общество.

Источник

Добавить комментарий