Хільма аф Клинт в Музее Гуггенхайма

Хільма аф Клінт в Музеї Гуггенхайма

В 1906 году по указанию духа, которого вызывали во время спиритического сеанса, шведская художница Хільма аф Клинт (1862-1944) порвала с академической традицией и начала создавать серию из 193 картин, которые очень отдаленно могли напоминать образы из нашего мира. Закончив серию в 1915 году, художница написала, что хотела бы увидеть свои полотна на стенах круглого храма, где посетители поднимались бы вверх «спиралевидным путем созерцания». Наконец сбылась мечта художницы – в Музее Гуггенхайма с его знаменитыми ступеньками Франка Ллойда Райта открылась выставка, которая действительно дает повод в очередной раз задуматься, кто же на самом деле был первопроходцем в абстракции.

Хільма аф Клінт в Музеї Гуггенхайма

Хільма аф Клинт. «Без названия». 1920 © The Hilma Af Klint Foundation / Albin Dahlstrom, The Moderna Museet Stockholm

Фото: www.theartnewspaper.ru

Аф Клинт начала исследования области беспредметного искусства раньше Василия Кандинского, которого считают зачинателем абстракционизма, и чьи работы стали основой коллекции Соломона Гуггенхайма. А ее увлечение спиритуализмом и «миром невидимого», несомненно, заслуживает внимания не меньшего, чем другие «отцы» абстракционизма, большой поклонницей которого была соучредитель музея Хилла фон Ребай.

«Жизнь и творчество Хільми заставляют переосмыслить историю абстракционизма, трактовка творчества художников, а также те интеллектуальные теории и направления, которыми они восхищались, – рассказывает куратор музея Трейси Башкофф. – Модернисты, которых мы привыкли называть пионерами, начали свои эксперименты на 6-7 лет позже нее». Выставка охватывает именно этот новаторский период творчества оф Клинт, который длился с 1906 до 1920 года, рассказывая о связь художницы с модернизмом, ее заинтересованности в теософии и научных открытиях.

Хільма аф Клинт. «Группа X. Алтарь». 1915. © The Hilma Af Klint Foundation / Albin Dahlstrom, The Moderna Museet Stockholm

Фото: www.theartnewspaper.ru

Свои спиритические сеансы Хильда проводила с четырьмя другими художницами. Во время таких сессий женщины практиковали, конечно, по приказу признанных духов, автоматический рисунок и письмо. Следует отметить, что это было задолго до сюрреалистов. В своей абстрактной серии «Картины для Храма» Хильда сумела создать собственную оригинальную художественную речь, которая не была похожей ни на какую другую, соединяя биоморфные формы с геометрическими.

«Спиритические кружки в то время были средой, где женщины могли выступать как носители определенных знаний, пусть даже они были получены такими неординарными способами», – говорит Трейси Башкофф. Тем не менее, подчеркивает она, аф Клинт – не аутсайдер, которых всегда и везде было вдоволь. Цель этой выставки – изменить наше представление о том, что аф Клинт была изолирована от большого мира с его новаторскими идеями и то, что сфера ее интересов в искусстве не ограничивалась ее эксцентричными увлечениями». «Сегодня спиритические сеансы кажутся нам чем-то маргинальным, но на то время они играли важную ролы в жизни как художников, так и интеллектуалов», – подчеркивает куратор.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru