Я Галерея представит графические произведения черновицкой художницы Ирины Каленик

Я Галерея представить графічні твори чернівецької мисткині Ірини Каленик

17 января в «Я Галерее» состоится открытие выставки черновицкой художницы Ирины Каленик «Интервенция» – серии графических произведений, представляют нам размышления художницы о присутствии прошлого в настоящем и вмешательства современности в историю. О проекте – в тексте Ирины Курганской.

Когда ХХ века искало способов жить с прошлым, ХХІ век имеет целью обеспечить множественность взглядов на то, что случилось, то есть вместо постоянной и единой Истории, выстроить собственное прочтение событий. Проект черновицкой художницы Ирины Каленик «Интервенция» (пізньолат. «intervenio» – прихожу, вмешиваюсь), начатый в 2014 году – этапном для истории Украины – является субъективным способом читать Историю – не в терминах смены эпох, последовательности, причинно-следственной связи, а так, будто она неотлучно присутствует рядом в виде памяти образов и смыслов. Так происходит взаимопроникновение – настоящее питается событиями прошлого и в то же время мы постоянно вмешиваемся в его ткань, чтобы соткать собственную историю о самоидентификации.

В графических работах, где сочетаются классический и авторский печать, смешались разные по смысловой нагрузке образы. Происходит «интервенция», постмодерное вмешательства всевозможных стилистических, отличных по времени цитат.

Я Галерея представить графічні твори чернівецької мисткині Ірини Каленик

Все изображение предоставлено организаторами

Вот изображен в духе средневековых манускриптов сцену битвы – и не розрізниш, кто враг, а кто «свой» – здесь уже павших воинов поглощает высокая трава, декоративные цветы, то есть время, забвения и стирания. Вот символы тоталитарного прошлого – шагающие женщины – стройной шеренгой уверенно идущих на зрителя, неся собственную идеологию, или в ретро стилистике вальсируют пары (отсылка к предыдущему проекта Каленик «Кое-что about Dance») – все эти изображения «борются» за внимание зрителя, который с позиции сегодняшнего дня все равно постоянно направляет свой взгляд в прошлое.

Так историческая хронология трансформируется в единую временную субстанцию. Графические изображения – с грубыми, беспощадными четкими линиями, прорезают белизну бумаги (абстрактную незаангажированную сознание, которое может существовать разве гипотетически, в идеале) – напоминают бесплотных призраков прошлого, поверх которых наложен декоративные цветные отпечатки – игры с индивидуальной памятью.

Я Галерея представить графічні твори чернівецької мисткині Ірини Каленик

Так цвет также выполняет організовуючу или хронологическую функцию – то что ближе к нам то ли времени, то ли по интенсивности впечатления – ярче монохромное изображение событий, с которыми мы знакомы разве с книг.

Повторяемость исторических мотивов и сцен от произведения к произведению, а также наложения декоративных элементов (понятных по содержанию только автору) превращает серьезное исследование, в которое органично могла бы вылиться тема рецепции прошлого, в игривое постмодерное высказывания, где раздается актуальный вопрос: «Как и зачем нам снова и снова вмешиваться в то, что прошло?».

Источник