Ya Gallery представит выставку-исследование массового сознания

Ya Gallery представить виставку-дослідження масової свідомості

12 июля в 19.00 в Ya Gallery в Киеве состоится открытие выставки Юрия Денисенкова «Инстинкт». Публикуем текст искусствоведа Екатерины Носко о проекте.

Второй персональный проект «Инстинкт» Юрия Денисенкова является следующим шагом в сторону исследования примет современности после его серии «Фон» (2013). И если четыре года назад художник взял за основу личное переживание временных «несовместимости» и «наслоений», то в этот раз он сосредотачивается на вопросе массового сознания, а также (само)контроля индивида как элемента толпы, восприимчивый по своей сути. «Голубь, – по словам автора, – как символ мира, благой вести, в массе превращается в образ страшной мясорубки, которая поглощает и уничтожает все, что попадает в нее». Кроме этого, очередное обращение к современности стало результатом внутренней необходимости художника в живописи как таком и определило конкретность и ясность изображения. Ключ к этому находим в начальной позиции художника к теме, потому что «важным было выразить мысль так, чтобы никого [зрителя] не спутать». Юрий Денисенков отмечает, что работа над проектом началась тогда, когда он заметил «как кардинально меняется образ одного и того же изображенного предмета после того, как этот предмет попадает в условия скопления и массовости. То есть “уничтожение» индивида и изменение его образа происходит за счет размножения и объединения».

Ya Gallery представить виставку-дослідження масової свідомості

Юрий Денисенков. Стая, 2014

Следовательно, очевидным становится намерение, который ставит перед собой автор – «прояснювання» совпадает с реалистическим методом, который применяет художник. Отсюда собака на холсте Денисенкова – это просто собака, так же как и свинья, рыба, муравей. Другое дело, что сочетая их определенным образом композиционно, Денисенков проектирует поведенческие модели, присущи не только миру животных или насекомых. Последние в работах художника, например, соблазняются на каплю варенья и, увязнув в нем, встречают «сладкую» смерть. Кроме этого, Юрий Денисенков проводит параллели между работой пчел с их организацией по производству меда, контроля трутней, как прогрессивной модели общества, и современными корпорациями. Работники каждое утро наполняют блоки своих офисов, как пчелы соты. Этот сюжет подхватывает еще один – о стаю рыб, выхваченную из единственно возможной среды для жизни. Все вместе эти истории составляют одну из магистральных тем серии – обманутых и пойманных на что-то.

Ya Gallery представить виставку-дослідження масової свідомості

Юрий Денисенков. Голуби, 2017

Так, начавшись в поле обыденного – наблюдения художника за голубями, которые налетают на семена, образуя собой почти абстрактную массу, – «Инстинкт» строится на вариантах поведения не-людей только на первый взгляд. Потому что на самом деле его истории отсылают к вопросу борьбы и выживания в любой образ именно человека, которую постоянно постигают манипуляции и роковые уступки, а животный инстинкт, кое-где, обуславливает поступки. В связи с этим автор работает с идеей большинства, способна скрывать и поглощать. «Толпа – это уничтожение личности», – повторяет Юрий Денисенков. Перформанс Марины Абрамович «Ритм 0» (1974), во время которого люди поступали с художницей, что им заблагорассудится, это подтверждает. «Чрезвычайно удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикий пещерный состояние, если ей все разрешить», – комментировала Абрамович свой опыт. Не менее показательным было и то, что как только перформанс было объявлено законченным, все его участники мгновенно исчезли. «Инстинкт» в свою очередь возвращает к этой проблематике и выталкивает в поле размышлений о индивида, способного на что угодно, причем как в толпе, так и самостоятельно. Доказательством этого является терроризм как современная альтернатива полномасштабных войн, что сделала не только многочисленные скопления людей – толпы – своей основной мишенью, но и террориста – тем самым индивидом, что поймался как муравей на мед.

(Текст был впервые опубликован на официальном сайте Ya Gallery).

Екатерина Носко

 

Юрий Денисенков. Гора, 2017

Источник