ЗАЯВЛЕНИЕ Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по поводу постановления коллегии Главного совета Украинского общества охраны памятников истории и культуры

ЗАЯВА Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника з приводу постанови колегії Головної ради Українського товариства охорони пам’яток історії та культури

Украинское общество охраны памятников истории и культуры распространило постановление коллегии Главного совета Украинского общества охраны памятников истории и культуры (далее – УООПИК) от 17 марта 2016 года № 36/5 «О незаконном строительстве на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника». Этим постановлением руководство УООПИК обвинило Заповедник в «недостаточной опеке состоянием памятников, которые находятся на балансе заповедника».

1. Согласно части четвертой статьи 33 Закона Украины «Об охране культурного наследия» в рамках историко культурного заповедника все градостроительные, архитектурные и ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, дорожные, земляные работы, проведение массовых и зрелищных мероприятий проводятся «по согласованию с органом, к сфере управления которого принадлежит историко-культурный заповедник». Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник принадлежит к сфере управления Министерства культуры Украины.

2. Все строительство, которое осуществлялось последние годы на территории заповедника, было спроектировано и согласовано в соответствии с требованиями действующего законодательства. Разрешения и согласования на эти работы выдавало Министерство культуры Украины.

3. Законодательство определяет, что «границы, зоны охраны, объемы и сроки проведения работ по консервации, реставрации, реабилитации, музеефикации, ремонта и приспособления объектов культурного наследия, благоустройства историко-культурного заповедника и благоустройство историко-культурной заповедной территории, а также мероприятия по охране и использованию объектов культурного наследия, сохранения и воспроизводства традиционного характера среды определяются соответственно в плане организации территории историко-культурного заповедника или плане организации историко-культурной заповедной территории – научно-проектной документации, разрабатываемой в соответствии с законом в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия». План организации территории Заповедника был разработан ГП «НИПИ градостроительства», прорецензований в Центре памятниковедения УООПИК, согласованный на Градостроительном совете в Главкиевархитектуре, Научно-Методическом совете Министерства культуры Украины и утвержден, согласно части шестой статьи 33 Закона Украины «Об охране культурного наследия», Министерством культуры Украины.

4. Информирование Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО о соблюдения памятникоохранного законодательства и состояние памятников на территории Заповедника, в отсутствии чего нас обвиняет УООПИК, происходит в полном соответствии с установленным порядком. На выполнение Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия Заповедник подает в Минкультуры ежегодный отчет. Министерство, в свою очередь, направляет его к Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО.

5. Заседание коллегии Главного совета УООПИК происходило при участии представителей Заповедника, которые сделали полную аудиозапись. Сейчас все выступления расшифрованы. Заседание Коллегии началось при наличии 12 членов Коллегии из 23. Итог обсуждения проходил, когда осталось только 11 человек, то есть не было необходимого кворума. Согласно аудиозаписи, председательствующая на заседании Мария Бурьянова выносила на голосование проект постановления, но голосование не состоялось: «Ну, если у нас… наша позиция такая, вы поддерживаете это предложение, члены Коллегии? Хорошо, спасибо. Не имеет других мыслей? Будем голосовать. Уважаемые, у нас… переходим ко второму вопросу».

Субъективный и агрессивный характер Постановления коллегии ГР УООПИК заставляет нас заявить о следующем:

1. Мы отмечаем, что рассмотрение вопросов, относящихся к исключительной компетенции Министерства культуры Украины, без представителей министерства, является провокацией, направленной как против Минкультуры, так и против Заповедника.

2. Причиной появления Постановления коллегии ГР УООПИК мы считаем то, что сейчас УООПИК и Заповедник находятся в судебном споре из-за отказа руководства УООПИК заключать договор аренды с Фондом госимущества на корпус № 19, который находится на балансе Заповедника, и который УООПИК занимает, не имея на то предусмотренных действующим законодательством документов.

Корпус № 19 принадлежит государству и находится на балансе Заповедника в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 29 сентября 2010 г. № 1897 «О передаче целостного имущественного комплекса Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника в государственную собственность». Этим распоряжением передан целостный имущественный комплекс Заповедника в государственную собственность без каких-либо исключений в отношении отдельных помещений или сооружений.

Законодательство Украины, в частности Закон Украины «О Фонде государственного имущества Украины» и Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности», четко регламентирующих права и обязанности пользователей объектами государственной собственности. С момента, когда имущественный комплекс Заповедника был передан в государственной собственности, на все недвижимое имущество распространяется норма о том, что использование государственного имущества третьими лицами производится только на основании договоров аренды с региональным отделением Фонда государственного имущества.

Такой договор аренды руководство УООПИК категорически отказывается заключать.

3. Считаем необходимым обратить внимание всех, к кому направлен текст этого Постановления, в частности к Народных депутатов Украины, что именно конфликт вокруг корпуса № 19 и является, по нашему мнению, причиной появления этого Постановления. Недаром она содержит пункт о инициирования депутатских запросов в Генеральную прокуратуру Украины. Руководство УООПИК не хочет напрямую делать такое обращение, потому что прекрасно знает, что сейчас еще и также продолжается следствие в отношении незаконной скрытой субаренды, которую осуществляет УТОПИК в упомянутом корпусе № 19.

Еще в октябре 2015 года проверкой Счетной палаты было установлено, что в помещениях, на которые претендует УООПИК, находится 12 сторонних организаций, в частности: ООО «Владиком», Центр практической психологии «Альфа-Генезис», ООО «Дульский», ООО «Лаки Рум», ОО «Международная ассамблея антикоррупционное бюро», ОО «Союз чернобыльцев», Центр исследований энергетики, ООО «Еврогаз сервис групп», ООО «Укрбізнесактив», Синодальный отдел УПЦ, ООО СП «Оберег», ООО «София Экспо».

Украинское общество охраны памятников истории и культуры имеет известную славную историю, особенно времена, когда оно было частью советской пам’яткоохороноої системы. Но сегодня это лишь одна из многих общественных организаций в области охраны культурного наследия, а его деятельность должна соответствовать требованиям Закона Украины «Об общественных объединениях». Большое количество сотрудников Заповеднике много лет являются членами УООПИК. Ни один из них и не подозревал о подготовке этой коллегии. А, согласно пункту 8.1 Устава УТОПІКа, Главный совет Общества это лишь «исполнительный орган, который координирует организационную и финансово-хозяйственную деятельность Общества, обеспечивает выполнение решений, принимаемых съездом»; а коллегия – это «административно-исполнительный орган, созданный для оперативной координации деятельностью Общества».

Понятно, что появление такого сомнительного документа стала возможной лишь при определенных условиях. Недаром заседание Коллегии было назначено на такое время, когда половина ее членов не имели возможности там присутствовать, что отразилось на объективности заседания. Например, на нем не было таких известных пам’яткоохоронців – членов Коллегии, как начальник управления охраны недвижимого культурного наследия и заповедников Минкультуры Я. Я. Дихтяр, или заместитель директора Института археологии НАНУ, д.и.н., чл.-корр. НАНУ Г. Ю. Ивакин.

Мы выражаем решительный протест действиям руководства УООПИК и призываем всех неравнодушных членов этого Общества, среди которых есть много друзей и помощников Заповедника, вмешаться в эту конфликтную ситуацию.

Мы оставляем за собой право через своих сотрудников – членов УООПИК обратиться к съезду Общества, как высшего органа его управления, с призывом о помощи.

Заповедник также рассчитывает на немедленную реакцию руководства Минкультуры и оставляет за собой право обратиться в следственные органы с просьбой ускорить решение конфликтной ситуации вокруг корпуса № 19.

Источник

Добавить комментарий