Зеркало эпохи: Татьяна Яблонская

Дзеркало епохи: Тетяна Яблонська

Дзеркало епохи: Тетяна Яблонська

24 февраля 2017 года в областном художественном музее развернута экспозиция «Зеркало эпохи. Татьяна Яблонская», посвященную 100-летию со дня рождения Татьяны Ниловны Яблонской (1917-2005) — женщины-легенды, украинской художницы-живописца, которую по праву считают одной из величайших художниц ХХ века, чье творчество, без преувеличений, стала зеркалом целой исторической эпохи, героической и трагической одновременно.

Один перечень ее регалий уже дает представление о масштабе этой незаурядной личности – профессор (1967), академик Академии художеств СССР (1975), народный художник СССР (1982), действительный член (академик) Академии искусств Украины (1997-2005), лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951, 1979) и Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (1998), Герой Украины (2001).

Еще при жизни художница поражала своих современников не только ярким талантом, но и стойкостью и мужеством. Наперекор многочисленным испытаниям и невзгодам она сумела покорить творческий Олимп, получив в награду вполне заслуженное признание и славу. В ее творческом активе — более тридцати персональных выставок, участие в многочисленных всеукраинских, всесоюзных и международных вернисажах.

С середины ХХ века популярность Татьяны Яблонской приобретает грандиозных масштабов. ее картины, выражаясь современным языком, становятся культовыми, на них воспитываются целые поколения. Особенно удачными специалисты считают сюжетные композиции художницы, посвященные ее любимым темам активной жизни, труда, спорта. Во многих произведениях Яблонской чувствуется ее увлечение импрессионизмом, разумеется – в рамках официально утвержденного соцреализма. Но в какой бы манере и на какую тематику бы она не писала, все его работы отличало одно очень важное качество – безграничная откровенность.

После того как художница отошла в Вечность, происходит очередное переосмысление ее творческого наследия, который уже давно стал олицетворением украинской живописной школы во всем мире. Достаточно вспомнить, что в 1965 году художница представляла украинское искусство на ХХVII Венецианской Биеннале. В 1972 году была организована выставка произведений Яблонской в Будапеште, которая не давила коммунистической пропагандой, а метафорическим языком рассказывала о вечные истины, которая открыла художница, приникнувши к источникам украинского народного искусства, фактически – души украинского народа. И это необходимо знать тем, кто сегодня, рубя с плеча прошлое, с возмущением спрашивает «Кто такая Яблонская?!»

Татьяна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в городе Смоленске (сейчас – Российская Федерация) в семье учителей. Отец работал хранителем картинной галереи и преподавал историю и словесность в местной гимназии, мать преподавала французский язык. После революции семья находилась в затруднительном материальном положении, но в семье Яблонских всегда царила творческая атмосфера, дети много читали, интересовались историей. Отец каждого года проводил конкурсы на лучший рисунок, а в следующем году новые работы, сравнивались с предыдущими. В школу детей не пускали, поскольку родители пытались защитить их от советской идеологии. Дело в том, что сначала Яблонські поддерживали идеи большевистской революции, но быстро разочаровались и даже пытались эмигрировать. В 1928 они оставляют Россию и переїзджають в Украину, сначала в Одессу, потом – в Каменец-Подольский, а после неудачных попыток пересечь советскую границу – в Луганск.

В 1933 году Татьяна заканчивает семь классов неполной средней школы и поступает в Киевский художественный техникум, а в 1935 году становится студенткой факультета живописи Киевского государственного художественного института (мастерская профессора Федора Кричевского).

Это были ужасные времена для украинской культуры в целом и украинской живописной школы в частности. Все учебные программы были приведены в соответствие с московских директив и в дальнейшем строго контролировались, а преподаватели, творческие принципы которых шли вразрез с «линией партии», были отстранены от преподавания и репрессированы. Причем репрессиям подверглись тогда не только преподаватели, но и студенты.

Уже первые учебные работы Яблонской стали ярким событием в жизни института. Ей первой в истории этого учебного заведения была представлена возможность организовать персональную выставку, будучи еще студенткой.

К сожалению, дипломную работу «Возвращение с сенокоса» (1941) завершить не удалось. Началась война и картина погибла. Ее порезали на куски, чтобы занавесить окна во время ночных налетов вражеской авиации. На то время Яблонская уже ожидала первого ребенка и ее отправили в эвакуацию. Выживать было трудно, но художница выстояла. Заниматься живописью возможности не было, очень редко она брала в руки детский альбом и карандаш. Солдатские вдовы заказывали ему портреты погибших мужей и она рисовала их с фотографий, получая за свой труд яйца, молоко и некоторые другие продукты.

Весной 1944 года Татьяна Ниловна вернулась в Киев и начала преподавать живопись в художественном училище в качестве ассистентки профессора Шовкуненко. Профессор редко приходил на занятия и Яблонская фактически самостоятельно вела преподавание в мастерской.

Получив возможность после вынужденного перерыва снова взять в руки кисть, художница полностью отдается любимому делу, образующие яркие, солнечные, жизнеутверждающие картины, в которых отражает радость от вновь полученного мирной жизни.

Настоящим образцом украинского реалистической живописи ХХ века и одой земледельческой труда стала картина «Хлеб» (1949), за которую Яблонской была присуждена первая в ее жизни Государственная премия СССР (именно за эту работу художница была также награждена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году). Вскоре, в 1951 году, она получает вторую Государственную премию СССР за картину «Весна» (1950). Это был ее звездный час – всенародная любовь, выставки, публикации в прессе, поклонники.

Но одновременно приходит понимание, что надо что-то менять. От больших полотен Татьяна Ниловна постепенно переходит в камерных изображений детей, что только увеличивает ее популярность. А когда в стране в целом и культуре в частности началась «оттепель» и подул ветер перемен Татьяна Ниловна едет в Закарпатье и Армении. Эта поездка вызвала у художницы увлекается народным искусством и вдохновила на создание целой серии монументально-декоративных полотен.

Одной из лучших и выстраданных своих работ Яблонская всегда считала картину «Жизнь продолжается» (1971), которая была написана по впечатлениям, полученным в поездке по шевченковским местам в 1961 году. Именно эту картину секретарь ЦК по пропаганде оценил как такую, которая порочит советскую действительность, вследствие чего Татьяну Нилівну сняли со всех выборных должностей и закупочных комиссий. Были строго запрещены даже публикации о ней. Слава Богу, что опала оказалась временной.

Очень важной для творческой реабилитации художницы стала поездка в 1972 году в Италии, где ее поразило искусство раннего итальянского Возрождения. Яблонская очередной раз меняет свой творческий стиль и создает несколько картин на итальянскую тематику, исполненных одновременно глубокими размышлениями о вечном.

Одной из таких работ стала картина «Лен» (1977), которая знаменовала полный отказ Татьяны Ниловны от декоративности, а в 1979 году она получит за эту картину третью в своей жизни Государственную премию СССР.

В 1991 году, вследствие шока от событий в стране, Яблонская перенесла инфаркт. Это был своеобразный рубеж, за которым начался ее последний творческий период, который она сама в шутку назовет «постінфарктизмом». Через болезнь, Татьяна Ниловна уже не имела возможности ходить с этюдником на дальние расстояния, поэтому стала писать интерьеры, виды из окна своей квартиры, а летом – окрестности дома в городе Седневе.

Картины этого цикла, в которых художница создала свой сказочный мир, были навеяны языческими народными мотивами и наполнены глубоким философским содержанием, мудростью и невероятной лиричностью. В 1993 году Яблонская представила их в Национальном художественном музее под названием «Из глубины души».

Последним большим полотном Татьяны Ниловны стала картина «В сиянье осени» (1998) – на котором художница изобразила свою дочь Гаяне. Это произведение – настоящая ода гармонии человека с красотой осенней природы и великолепный проявление сочетание лиризма с философским осмыслением жизни.

О силе характера этой уникальной женщины красноречиво свидетельствует, в частности, и тот факт, что когда в 1999 году в результате инсульта у художницы отказала правая рука и она оказалась в инвалидной коляске, это не остановило ее тяга к искусству. Яблонская научилась рисовать левой рукой и продолжила воспевать красоту природы, которая открывалась ей из окна. Именно в этот период Татьяна Ниловна перешла на новую для нее технику пастели, доказав в очередной раз, что для настоящего таланта нет ничего невозможного.

17 июня 2005 года Татьяна Яблонская отошла в Вечность и была похоронена на Байковом кладбище в Киеве.

100-летие со дня рождения этой гениальной и, без преувеличения, эпохальной личности – то хороший повод вспомнить славную украинскую художницу, чей жизненный и творческий путь стал достойным примером для подражания будущим поколениям.

Экспозиция «Зеркало эпохи: Татьяна Яблонская» представит две картины художницы из фондового собрания областного художественного музея – «Возле мельницы в Аштараці» (1956 год; холст, масло; 30,5х41,5) и «Мы из Берлина» (середина ХХ века; холст, масло; 120х205,5). Последний из двух перечисленных картин посетитель музея получил возможность увидеть благодаря Елене Леонидовне Морозовой-Сабадаш — художницы-реставратору Национального научно-исследовательского реставрационного центра (г. Киев).

Само название экспозиции красноречиво иллюстрирует не только творческий масштаб Татьяны Яблонской, но и специфику исторической эпохи, в которую ей довелось жить и творить, что имеет большое историко-познавательное значение.

 

Источник

Добавить комментарий