«Жизнь везде»: кейс по децентрализации культуры в Украине

«Життя скрізь»: кейс із децентралізації культури в Україні

13 июня произошло событие «Жизни везде», организованная молодой галереей современного искусства MASLO во внутреннем дворе ХОХМ (Хмельницкого областного художественного музея). Это был первый междисциплинарный мероприятие этого года на данной локации и проведен в формате open air.

Учитывая то, что в мире междисциплинарность стремительно популяризируется, понятие художник постепенно расширяет свои границы: музыканты, писатели обращаются к художественным практикам, границы искусства становятся иллюзорными, почти фантомными, за счет чего дисциплины проникают друг в друга и взаимодействуют.

«Життя скрізь»: кейс із децентралізації культури в Україні

Здесь и далее — «Жизнь везде» в галерее MASLO

Так, возвращаясь к событию в городе Хмельницком, ее составляющими были именно литературные чтения Ивана Семесюка, музыкальное выступление от американской группы Arms And Sleepers, синхронизированный ди-джей сетом A:U и визуальное искусство, представленное установкой киевского молодого художника Сергея Панасенко. В этой однодневной концентрированной события галерея вполне проявила многовекторность своей деятельности. Ведь за три месяца своего существования организация организовала ряд мастер-классов, презентаций, кинопоказов, ворк-шопов, концертов и лекций, посвященных анимации, современной фотографии, живопосу, скульптуре, графическому дизайну, скетчінгу.

«Життя скрізь»: кейс із децентралізації культури в Україні

Запад начал Иван Семесюк – украинский художник, скульптор, автор известных «бандериків» и полотен в стиле «жлобАрт», писатель, который пишет в манере «агромістичного реализма». Иван обращается к реалиям современной жизни, акцентируя свое внимание на человеке и глубинном понятии, что она и кем она является. В своем высказывании для книги «Жлобологія», художник сообщил, что «Человеку интересна прежде всего человек, а художнику – то и подавно. Кто-то должен критиковать, смеяться, рисовать и фиксировать наболевшем. То почему, собственно, не мы?». В рамках события «Жизни везде» автор зачитал фрагменты своих двух последних книг «Эволюция или смерть! Приключения Павиана Томаса» и «Фаршрутка» издательство «Лютая Дело». Первая книга является аграрно-мистическими приключениями мавпоукраїнця Томаса Яковлевича Сироты, когда герой оказывается в центре спецоперации по спасению человечества в целом и украинской государственности в частности. А вторая – не менее приключенческая, в жанре «агромістичного реализма» – насыщенная историями про дегенератов, мужланов и духовных учителей…

«Життя скрізь»: кейс із децентралізації культури в Україні

Далее состоялась презентация визуальной части события «Жизни везде» — инсталляция киевского художника Сергея Панасенко «Дорога Украина», которая была специально подготовлена к мероприятию. Работа состоит из шести пікселізованих портретов известных украинских художников, в частности Ильи Чичкана, Александра Ройтбурда, Олега Тистола и Анатолия Криволапа, Арсена Савадова и Василия Цаголова. По словам автора: «Пікселізовані портреты — это ссылка к воображаемой игры про вымышленную Украину, где последовательные уровни, которые она проходила со времен обретения своей независимости, трудно поддаются пригадуванню». Таким образом, автор проблематизирует связь «известный художник — дорогой художник», предлагая взглянуть на «ведомость» под несколько другим углом зрения, а также подвергая сомнению такой критерий как «дорогой художник» и нарушая проблему исторической памяти. Установка, будучи представленной на стенах во внутреннем музейном дворе, то есть снаружи музея, а не внутри — отсылает к проблеме музеефикации современного искусства в Украине, отсутствия места для его репрезентации и сохранения государственного музея. Затем Сергей Панасенко отмечает: «Про современную Украину знают только или художников, или через определенные проблемы. И то, что современное искусство — это не музейный формат. Хотим мы этого или нет, но именно это одни из художников, которые известны, опознаны и дорогие, как дорога Украина».

«Життя скрізь»: кейс із децентралізації культури в Україні

Завершился вечер выступлением группы «Arms And Sleepers» из Бостона. Интересно, что американцы посетили Хмельницкий уже в третий раз, каждый раз поражая публику новой и всегда актуальной программой. На этот раз музыканты представили свой новый альбом под названием «Life is everywhere», что и стало полноценным названием проведенного художественного мероприятия. Вдохновленный событиями из реальной жизни южного Чикаго и его яркой молодежью, новый альбом Arms and Sleepers подчеркивает необходимость сочувствия и доброты в этом одиноком и неопределенном цифровом веке, подтверждая истинную цель искусства в нашем мире. Во время своего выступления лидер группы Mirza Ramic, по своей особой привычке, проводил интерактив со зрителями в форме диалога. В своем интервью для интернет платформы COMMA музыкант рассказал, что это была важная перемена для него как личности и исполнителя, и целью является честность и открытость с аудиторией: “Эти сессии – веселый и трогательный опыт, он делает каждое шоу особенным. Иногда сессии длятся около часа, а время – 10 минут. Однако я всегда беру для себя что-то значимое, это невероятно”.

Следовательно, проведенный ивент, безусловно, отличился своей важности для города, ведь до однодневного творческого мероприятия присоединились и хмельницкие художники, фотографы и музыканты. Редко выпадает возможность собраться людям в одном месте и в одно время, и несмотря на то, что у каждого был свой интерес, сообщество обєдналась на этот день в одной истории, совместно разделив пространство и взглянув на искусство как жизнь и жизнь как искусство.

Однако, на этом «Жизнь везде» не завершается, а и дальше будет воспроизведено в разных форматах. Так, в галерее MASLO попутно планируется репрезентация вышеупомянутой инсталляции «Дорога Украина» Сергея Панасенко, а также его персональный проект. Кроме этого, целью является проведение литературных чтений и презентаций книг от современных писателей издательства “Лютая дело”.

Екатерина Вавринчук, культуролог

Источник