Марина Лазарева. Крымский альбом. Возвращение

Марина Лазарева. Крымский альбом. Возвращение

14 апреля 2021 — 8 мая 2021

«Крымский альбом. Возвращение» — таково название выставки художника Марины Лазаревой. В её экспозиции — работы цикла «Мимолётности», «Черногорский альбом», произведения разных лет, выполненные в техниках гравюры меццо-тинто, сухой иглы, резцовой гравюры.

Центральная, «сердечная» часть экспозиции — давший название выставке одноимённый «цельногравированный» альбом, состоящий из двенадцати широкоформатных сдвоенных листов, двухчастно разделённых, сначала — на стихи Ивана Бунина, затем — на гравюры Марины. Стихи всегда в начале листа, сообразно тому как «в начале было слово». Гравюры не иллюстративны, нет, — они созвучны, «внемлют» слову и говорят сами.

Стихотворения для альбома были вырезаны на отдельных пластинах вручную, резцом, по рабочему комментарию автора: «врукопашную». Военный оттенок этого слова лишь отчасти даёт представление о титаническом труде художника. За день «рукопашной» — начертания текста в технике резцовой гравюры — Марине удавалось создавать не более двух строк. Но сократить стихотворный текст она и не мыслила, преклоняясь пред поэтическим словом Ивана Бунина. Об истории создания альбома рассказывает автор:

«В начале 2000-х я путешествовала по Крыму и рисовала пейзажи карандашом. В те же годы на основе станкового листа я сделала первую гравюру — “Гурзуф. Бухта Чехова”. Тогда я даже не представляла, во что это выльется. Вдохновлённая, я решила вернуться к этой теме и на основе своих рисунков сделать полновесный графический альбом. Довольная тем, что получился неплохой пробный оттиск, я села почитать Бунина, стихи которого я очень люблю. И книга раскрылась в нужном месте! Я была потрясена тем, что созданная мною гравюра перекликалась со стихотворением “Сумерки”. Тогда-то и родилась идея сделать “цельногравированный” альбом. Отец Ивана Бунина защищал Крым в конце XIX века и рассказывал сыну о полуострове. Будучи совсем юным, Иван отправился в Крым, прошёл от Севастополя пешком очень большое расстояние. Как поэт, возможно, он и начал формироваться именно в Крыму. Его стихи, посвящённые Крыму, я и начала отбирать. Как ни странно, некоторые стихи совпадали с моими сюжетами, пролежавшими в папке около 10 лет – видимо, поэзия Крыма сообщает художникам нечто такое, что их объединяет. Но всё равно пришлось ехать в Крым дополнительно. Например, чтобы увидеть водопад Учан-Су в Ялте, мы поехали весной, потому что осенью это просто ручеёк. Маяк на полуострове Тарханкут, откуда Бунин покидал Крым, мы также навещали специально. Зарисовки, подбор нужных стихотворений – это первый этап работ. С 2012 года я начала осваивать резцовую гравюру на меди, и к 2014 году, когда стартовала работа над альбомом, у меня уже было несколько первых гравюр, выполненных в этой технике. Тогда же я поняла, что стихи надо делать “врукопашную” — тогда это будет уникальный “цельногравированный” альбом, достойный Бунина. Все стихотворения для альбома вырезаны мною на отдельных пластинах, и размер доски стихотворения повторяет размер пейзажного изображения. Своими гравюрами, выполненными в меццо-тинто, я как бы аккомпанирую стихам Бунина. Для гравирования стихов я брала за основу два вида шрифтов — “гарамонд” и “бук антиква” с засечками. Многие художники сразу не верили, что это ручная работа, думали, что полиграфия. “Вот доска, вот отжим”, — отвечала я им. Таким образом, с момента рождения идеи объединить русскую поэзию с гравюрой до настоящего времени прошло четыре года. Четыре года очень вдохновенной работы. Стихи подпитывали меня всё время, подкрепляли идею и давали силы, чтобы завершить альбом…. Для альбома мне хотелось запечатлеть Бунина на фоне обобщённого крымского пейзажа — море, кипарисы. Эпиграф титульного листа – стихотворение “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора” — несёт в себе библейский смысл. Бунин написал его уже в эмиграции, когда понимал, что возврата на родину нет. Идея композиции титульного листа рождалась очень мучительно. Мне хотелось передать свою боль за человека, который был вынужден покинуть родину. Гравюра выполнена в форме иллюминатора корабля. Уходящая, исчезающая русская земля — это последнее, что видели люди, покидая родину».

Данная выставка юбилейная в творческом летоисчислении: 35 лет Марина Лазарева создаёт гравюры в разных техниках, став за это время ведущим мастером гравюры меццо-тинто в России. Работы Марины Лазаревой всегда духовно содержательны, свободны и экспрессивны, — и в то же время канонически традиционны, изысканны. Понять технические различия в создании данных гравюр посетителям поможет демонстрация видео-мастер-классов Марины Лазаревой на протяжении всей выставки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru